Общая характеристика музыки Бориса Чайковского

Другая культура » Борис Чайковский - путь в искусстве » Общая характеристика музыки Бориса Чайковского

Страница 1

Трудно писать о музыке, которая волнует и трогает, заставляет по-новому осмысливать некоторые проявления современного мироощущения в музыкальном языке. Такова музыка Б. Чайковского. Она выразительна, порой непритязательна, но в этой –то непритязательности и кроется некая загадка, которую непросто понять и объяснить инструментом анализа.

В безбрежном море нынешних направлений, стилей техник и методов искусство Б. Чайковского воспринимается как своебразное, ни на что не похожее художественное явление. Искренность, эмоциональная открытость – его покоряющие свойства, при этом композитор счастливо избегает «общих мест» –в его произведениях никогда не услышишь спепных мелодических оборотов, хотя многие темы кажутся на первый взгляд подчеркнуто обычными.

Концерты, симфонии, квартеты. Тема и восемь вариаций, «Лирика Пушкина», кантакта «знаки зодиака» на стихи Тютчева, Блока, Цветаевой, Заболоцкого, вокальный цикл «Последняя весна», Соната для двух фортепиано, симфонические поэмы «Ветер Сибири» и «Подросток» … Не названо еще многое из созданного композитором. И порядок перечисления достаточно вольный. Но едва ли не каждое сочинение Б. Чайковского может успешно репрезентировать авторский стиль. Взятые вместе, они, естественно, укрупняют наше представление о целостном, удивительно органичном мире художника.

Яркая оригинальность звучания, сочетающаяся с подлинной общезначимостью художественного содержания, интеллектуальная насыщенность мысли- с ясностью музыкального языка. Эти черты присущи стилю Б. Чайковского. Они постоянно сопрягаются. Каждый новый результат этого сопряжения- всегда неожидан…

Найти главное позволяет обостренно развитый нравственный слух. Нравственный слух побуждает композитора осмысливать значение в искусстве «человеческого фактора».

Как сохранить человеческое в человеке, как противопоставить человеческий фактор любым проявлениям бездуховности, пошлости, безвкусия Эти вопросы широко обсуждаются в творческой среде. О роли художника в современном обществе, о судьбах культуры размышляют писатели и живописцы, поэтыи музыканты. Да, все мы сегодня призваны думать и об охране природы, и об охране духовного мира человека – для будущих полений. Одна из главных задач писателя – ставить диагноз нравственного состояния общества, предвидеть эволюцию в духовной атмосфере времени, — утверждает Ч. Айтманов. – Художнику наших дней предстоит проповедовать и внушать человеку мысль о необходимости чувствовать, думать, понимать другого как самого себя, обращаться ко всему свету, доходить словом до каждого сердца. Человеку свойственно жить сиюминутной жизнью. Литература и искусство призваны сохранить великие идеи, перевести их из глобального в личный план, чтобы каждый человек был озабочен проблемами мира как своими собственными. И разве не переведено «из глобального в личный план» содержание.

«Севастопольской симфонии» Б. Чайковского Уже само название – глубоко символическое, подымает из тайников исторической памяти величественный образ легендарного русского города. Без громогласия, без лишних слов утверждается в музыке великая нравственная сила человека- защитника Родины, выставляющего в жесточайших битвах с врагом.

Вторую симфонию Б. Чайковского, удостоенную Государственной премии СССР, критика точно нарекла симфонией о Родине, в которой «истинно русская природа его стиля нашла свою полную и всеобъемлющую реализацию» Основной конфликт первой части \как и всего цикла\ — между образами гармонии, красоты и отчужденного интеллекта», «разорванного сознания», хаоса – разрешается в кульминации. Здесь композитор воспользовался сильнодействующим средством, процитировав фрагменты музыки Моцорта, Бетховена, Баха и Шумана. Этот свободный выход к мировой традиции не противоречит «истинно русской природе» Б. Чайковского. Наоборот, он оказывается удивительно плодотворным, свидетельствует о том, что художник не замыкается в узконациональных рамках. Мыслит широко. Чужой текст вступает в неожиданное, но естественное соотношение с авторским, обостряя его новизну, углубляя его коренные связи с родной почвой.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Памятник Г.К. Жукову
Георгий Константинович Жуков внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией. Благодаря его умелым действиям гитлеровцы былиразгромлены. К пятидесятилетию победы на Манежной площади был воздвигнут памятник этому тала ...

Рельеф Дмитрия Солунского в Оружейной палате
Дмитрий Солунский на коне. Стеатитовый рельеф. XI-XII вв. Москва. Оружейная палата.(Saint Demetrios de Thessalonique a cheval. Steatite sculptee en ronde bosse. XI-XHe s.s. Chambre des Armures. Moscou.) Рельефная икона Дмитрия Солунско ...

Айвазовский И.К
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) Русский живописец-маринист, мастер морского батального пейзажа. Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в работах 18 ...