В конце I в. до н. э. римская аристократическая республика прекратила свое существование, на смену ей пришло время империи. Перед искусством Рима встала задача прославления императора и его власти.
Некоторое отступление от реалистических традиций свойственно скульптуре того времени: изображая императора, художник, старался сохранить портретное сходство, при этом сознательно идеализируя образ. Образцами для подражания выступали греческие статуи периода классицизма. Особенно ощутимо воздействие греческого классического искусства на римский портрет сказывается в I в. до н. э. — I в. н. э.
Мраморная статуя Октавиана Августа (начало I в. н. э. Рим, Ватикан), прославляющая императора и полководца — один из ярких примеров такого идеализированного портрета. К III в. н. э. римский портрет освобождается от традиционных идеалов, ощутимо стремление к обнажению самых интимых сторон личности портретируемого. Создаются образы людей той эпохи, энергичных, целеустремленных, жестоких и беспощадных в борьбе за власть. Таков, например, портрет императора Каракаллы (около 211-219 гг., Неаполь, Национальный музей). Каракалла выступает как типичное воплощение мрачного тирана, властолюбивого и жестокого человека, наделенного чрезвычайной энергией, полного грубой силы. Образ соответствует периоду жестокой борьбы за власть, захлестнувшей римское общество.
Идея величия Рима, его избранности, нашла свое отражение прежде всего в грандиозных памятниках архитектуры. Императоры соперничали друг с другом, возводя общественные постройки, театры, административные здания.
Римское искусство завершает большой период античной художественной культуры. В 4 - 7 в. Рим опустел, разгромленный варварами, римская цивилизация прекратила свое существование, но художественные образы, архитектурные формы, созданные римскими мастерами, еще долгие века вдохновляли художников, скульпторов и зодчих последующих поколений. Великий инженерный опыт римлян — был тем опытом, который усвоило человечество чтобы двигаться дальше по пути прогресса.
Похожие статьи:
Верхняя одежда
	 
 К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья боль ...
	
Конец опричнины
	 
Трагические события произошли летом следующего года, когда коымский царь Давлет-Гирей провел поход на Москву. Как всегда на берегу Оки был выстроен заслон из русских войск. Заслон состоял из одного опричного полка. Давлет-Гирею удалось п ...
	
Каргопольская игрушка
	 
Сейчас в Каргополе работает центр народных ремесел "Берегиня", где можно посмотреть на игрушки, приобрести их, и даже попробовать слепить их самостоятельно под руководством молодых мастеров этого древнего ремесла. 
Издавна крест ...
	

							
							
Разделы