Римская империя

Человек и искусство » Римская империя

В конце I в. до н. э. римская аристократическая рес­публика прекратила свое существование, на смену ей пришло время империи. Перед искусством Рима встала задача прославления императора и его власти.

Некоторое отступление от реалистических традиций свойственно скульптуре того времени: изобра­жая императора, художник, старался сохранить портрет­ное сходство, при этом сознательно идеализируя образ. Образцами для подражания выступали греческие статуи периода классицизма. Особенно ощутимо воздействие гре­ческого классического искусства на римский портрет ска­зывается в I в. до н. э. — I в. н. э.

Мраморная статуя Октавиана Августа (начало I в. н. э. Рим, Ватикан), прославляющая императора и полководца — один из ярких примеров такого идеализированного портрета. К III в. н. э. римский портрет освобождается от традиционных идеалов, ощутимо стремление к обнаже­нию самых интимых сторон личности портретируемого. Создаются образы людей той эпохи, энергичных, целеуст­ремленных, жестоких и беспощадных в борьбе за власть. Таков, например, портрет императора Каракаллы (около 211-219 гг., Неаполь, Национальный музей). Каракалла выступает как типичное воплощение мрачного тирана, властолюбивого и жестокого человека, наделенного чрез­вычайной энергией, полного грубой силы. Образ соответ­ствует периоду жестокой борьбы за власть, захлестнувшей римское общество.

Идея величия Рима, его избранности, на­шла свое отражение прежде всего в грандиозных памятни­ках архитектуры. Императоры соперничали друг с другом, возводя общественные постройки, театры, администра­тивные здания.

Римское искусство завершает большой период антич­ной художественной культуры. В 4 - 7 в. Рим опустел, раз­громленный варварами, римская цивилизация прекратила свое существование, но художественные образы, архитек­турные формы, созданные римскими мастерами, еще дол­гие века вдохновляли художников, скульпторов и зодчих последующих поколений. Великий инженерный опыт ри­млян — был тем опытом, который усвоило человечество чтобы двигаться дальше по пути прогресса.

Похожие статьи:

Эстетические представления Лафонтена в художественной рефлексии русских писателей последней трети XVIII века
Имя Ж. де Лафонтена тесно связано с русской культурой ХVIII в., и различия в восприятии его творчества на разных этапах весьма симптоматичны. Начальный период освоения, пришедшийся на 1740-е - 1770-е гг., при всех оговорках, связан с доми ...

Образование между культурой и цивилизацией
Пренебрежительное отношение к почвенникам и почвенничеству стало едва ли не показателем элитарности в культуре, ибо последнее из памятных проявлений почвенности именовалось "деревенской" литературой, прогрессистам-западникам не ...

Проблема Элементарного
В V в. до н. э. Анаксагор, по – видимому, первым высказал мысль о бесконечной делимости материи. Он представлял мир как совокупностьбесконечного числа частиц – «гомеомерий» (подобочастных), каждая из которых в свою очередь состоит из неис ...