Римская империя

Человек и искусство » Римская империя

В конце I в. до н. э. римская аристократическая рес­публика прекратила свое существование, на смену ей пришло время империи. Перед искусством Рима встала задача прославления императора и его власти.

Некоторое отступление от реалистических традиций свойственно скульптуре того времени: изобра­жая императора, художник, старался сохранить портрет­ное сходство, при этом сознательно идеализируя образ. Образцами для подражания выступали греческие статуи периода классицизма. Особенно ощутимо воздействие гре­ческого классического искусства на римский портрет ска­зывается в I в. до н. э. — I в. н. э.

Мраморная статуя Октавиана Августа (начало I в. н. э. Рим, Ватикан), прославляющая императора и полководца — один из ярких примеров такого идеализированного портрета. К III в. н. э. римский портрет освобождается от традиционных идеалов, ощутимо стремление к обнаже­нию самых интимых сторон личности портретируемого. Создаются образы людей той эпохи, энергичных, целеуст­ремленных, жестоких и беспощадных в борьбе за власть. Таков, например, портрет императора Каракаллы (около 211-219 гг., Неаполь, Национальный музей). Каракалла выступает как типичное воплощение мрачного тирана, властолюбивого и жестокого человека, наделенного чрез­вычайной энергией, полного грубой силы. Образ соответ­ствует периоду жестокой борьбы за власть, захлестнувшей римское общество.

Идея величия Рима, его избранности, на­шла свое отражение прежде всего в грандиозных памятни­ках архитектуры. Императоры соперничали друг с другом, возводя общественные постройки, театры, администра­тивные здания.

Римское искусство завершает большой период антич­ной художественной культуры. В 4 - 7 в. Рим опустел, раз­громленный варварами, римская цивилизация прекратила свое существование, но художественные образы, архитек­турные формы, созданные римскими мастерами, еще дол­гие века вдохновляли художников, скульпторов и зодчих последующих поколений. Великий инженерный опыт ри­млян — был тем опытом, который усвоило человечество чтобы двигаться дальше по пути прогресса.

Похожие статьи:

Перевод театров страны на новые условия хозяйствования
22 ноября 1988 года вышло постановление “О переводе театров страны на новые условия хозяйствования”, которое являлось вторым важным шагом театральных реформ, существенно расширив самостоятельность театров. Согласно этому постановлению вс ...

Русский авангард
Нет сомнения, что “путь в XX в.” был противоречив. Модерн частично принадлежал и прошлому и будущему. Как и предварившее направление модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусств ...

„Медный всадник". Пушкин А.С
Гёте неоднократно возвращался к различию между аллегорией и символом, как двумя формами поэтического мышления. Аллегория превращает явление в понятие, понятие в образ, но делает это так, что понятие всегда четко ограниченно, вполне заключ ...