В 1957 году в Музее истории Азербайджана был создан фонд драгоценных металлов, в котором собрано около 500 изделий, созданных лучшими мастерами - ювелирами, начиная с XI века до нашей эры. Коллекция фонда состоит, главным образом, из национальных женских и мужских украшений из золота и серебра, а также различных бытовых предметов (шкатулки, графины, подносы и другое), изготовленных из серебра. Уже в те далекие времена мастерам были известны штамповка, чеканка, зернь и другая ювелирная техника.
За тысячелетия своего существования ювелирное искусство азербайджанского народа прошло большой путь развития от простейших способов изготовления изделии самых сложных. Многочисленные украшения и предметы из благородных металлов, относящиеся к XI веку до нашей эры - XII веку нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры азербайджанского народа. Анализ обнаруженных изделий дает основание говорить о совершенстве ювелирного искусства азербайджанских мастеров древности и его преемственности: многие древние украшения «дожили» до нашего времени, сохранив свои формы или полностью, или в отдельных элементах, частично утерявших свое первоначальное значение. Большая часть изделий относится к XIX веку. В это время главными центрами ювелирного ремесла Азербайджана являлись города Баку, Гянджа, Шемаха, Шуша, Шеки и Нахичеван, а основными видами ювелирных работ были штамповка, чеканка, волочение, наращивание зерни и эмаль, образцы которых представлены в коллекциях музея. Одним из наиболее распространенных приемов ювелирной техники XIX века являлась штамп-чеканка, которая имела три вида: пуансонный (точечный), плоско - рельефный и высокорельефный. Методом штампа изготавливались различные виды украшений для одежды, браслеты, головные и шейно-нагрудные украшения, фрагменты для некоторых фасонов мужских поясов и другое. Штампованные бляшки с точечным и растительным орнаментом нашивались на женскую, главным образом, свадебную одежду. По форме бляшки бывали самых разнообразных конфигураций - круглые, квадратные, прямоугольные, восьмигранные, в форме лепестков, рыбок, цветков и так далее. Такие бляшки широко использовались также для украшения различных бытовых предметов, таких как футляры для часов, расчески, Корана, молитвенной печатки и других.
В музее имеется редкое собрание женских украшений. Большая коллекция многоярусных шейно-нагрудных украшений состоит из штампованных деталей в виде цветов, лепестков, полумесяца и звезд, соединенных колечками. Этот вид шейно-нагрудных украшений характерен для населения Нахичевано - Ордубадской историко-этнографической зоны и в настоящее время. Методом штампа изготовлены и многоярусные головные украшения, состоящие из узких прямоугольных спаянных пластин, к которым подвешены миндалевидные подвески, в свою очередь имеющие подвески в виде листочков. Между подвесками на тонкой крученой проволоке подвешен мелкий жемчуг.
В Азербайджане и поныне широко распространены золотые полые (дутые) бусы круглой формы, называемые «пил», и продолговатой формы – «арпа» (зерно ячменя). Штампованные бусы «арпа» имеют точечный и линейный орнамент. Их одевали отдельно или в сочетании с различными штампованными или гравированными подвесками.
Похожие статьи:
Архаика
В период архаики появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии.
Развиваются наука, литерат ...
Фрески храма Успения на Волотовом поле. Опыт истолкования
Архангел Гавриил. Фреска храма Успения на Волотовом поле. Вторая половина XIV в.
Фрески разрушенного немецкими нацистами храма на Волотовом поле принадлежат к самым известным памятникам древнерусской живописи. После того как в начале н ...
Фрески Кастельсеприо
Рождество Христово. Фреска. Кастельсеприо. VI-VII вв.('Nativite'. Fresque. Castelseprio. VI-Vile s.s.)
В 1944 году в местечке Кастельсеприо, в окрестностях Милана, неподалеку от монастыря Кастильоне д'Олона с его знаменитыми фресками М ...

Разделы