Азербайджанские ювелирные изделия

Другая культура » Азербайджанские ювелирные изделия

Страница 1

В 1957 году в Музее истории Азербайджана был создан фонд драгоценных металлов, в котором собрано около 500 изделий, созданных лучшими мастерами - ювелирами, начиная с XI века до нашей эры. Коллекция фонда состоит, главным образом, из национальных женских и мужских украшений из золота и серебра, а также различных бытовых предметов (шкатулки, графины, подносы и другое), изготовленных из серебра. Уже в те далекие времена мастерам были известны штамповка, чеканка, зернь и другая ювелирная техника.

За тысячелетия своего существования ювелирное искусство азербайджанского народа прошло большой путь развития от простейших способов изготовления изделии самых сложных. Многочисленные украшения и предметы из благородных металлов, относящиеся к XI веку до нашей эры - XII веку нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры азербайджанского народа. Анализ обнаруженных изделий дает основание говорить о совершенстве ювелирного искусства азербайджанских мастеров древности и его преемственности: многие древние украшения «дожили» до нашего времени, сохранив свои формы или полностью, или в отдельных элементах, частично утерявших свое первоначальное значение. Большая часть изделий относится к XIX веку. В это время главными центрами ювелирного ремесла Азербайджана являлись города Баку, Гянджа, Шемаха, Шуша, Шеки и Нахичеван, а основными видами ювелирных работ были штамповка, чеканка, волочение, наращивание зерни и эмаль, образцы которых представлены в коллекциях музея. Одним из наиболее распространенных приемов ювелирной техники XIX века являлась штамп-чеканка, которая имела три вида: пуансонный (точечный), плоско - рельефный и высокорельефный. Методом штампа изготавливались различные виды украшений для одежды, браслеты, головные и шейно-нагрудные украшения, фрагменты для некоторых фасонов мужских поясов и другое. Штампованные бляшки с точечным и растительным орнаментом нашивались на женскую, главным образом, свадебную одежду. По форме бляшки бывали самых разнообразных конфигураций - круглые, квадратные, прямоугольные, восьмигранные, в форме лепестков, рыбок, цветков и так далее. Такие бляшки широко использовались также для украшения различных бытовых предметов, таких как футляры для часов, расчески, Корана, молитвенной печатки и других.

В музее имеется редкое собрание женских украшений. Большая коллекция многоярусных шейно-нагрудных украшений состоит из штампованных деталей в виде цветов, лепестков, полумесяца и звезд, соединенных колечками. Этот вид шейно-нагрудных украшений характерен для населения Нахичевано - Ордубадской историко-этнографической зоны и в настоящее время. Методом штампа изготовлены и многоярусные головные украшения, состоящие из узких прямоугольных спаянных пластин, к которым подвешены миндалевидные подвески, в свою очередь имеющие подвески в виде листочков. Между подвесками на тонкой крученой проволоке подвешен мелкий жемчуг.

В Азербайджане и поныне широко распространены золотые полые (дутые) бусы круглой формы, называемые «пил», и продолговатой формы – «арпа» (зерно ячменя). Штампованные бусы «арпа» имеют точечный и линейный орнамент. Их одевали отдельно или в сочетании с различными штампованными или гравированными подвесками.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Часословы и их значение
Часословы предназначались для мирянина – рыцаря, знатной дамы, горожанина, были излюбленным подарком невесте, жене, матери. Часослов становится своего рода семейной реликвией, сокровищем, любимой книгой, к которой обращаются не только из ...

Функциональность одежды и народные традиции
Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из ни ...

Рафаэль
С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусст­ва связывается представление о воз­вышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз­рождения, в котором Леонардо оли­цетворял инте ...