Азербайджанские ковры и ковровые изделия

Другая культура » Азербайджанские ковры и ковровые изделия

Страница 1

Одним из главных определителей уровня культуры является степень развития декоративно-прикладного искусства - составной части общей материальной культуры, тесно связанной с экономической, культурной и общественно-политической жизнью народа. Изделия декоративно-прикладного искусства давали народу возможность путем формы и орнаментации передать свои эстетические взгляды, духовный мир, сложившиеся этнические традиции, а также, в зависимости от степени овладения мастерством, художественный вкус и уровень освоения техники производства. Зарождению и развитию отдельных видов ремесел способствовали такие факторы, как различные формы ведения хозяйства, с изменением которых некоторые виды ремесел теряли былую значимость и забывались народом, другие возникали и развивались. Например, с появлением и развитием фабрично-заводской промышленности, резко упал спрос на изделия таких высокоразвитых в свое время традиционных видов ремесел Азербайджана как оружейное, стекольное, суконное и другие. Но есть такие виды ремесел, которые не подвластны времени, они вечны. К их числу можно отнести ковроткачество.

Ковроткачество известно с древнейших времен и относится к высокоразвитым видам ремесел. Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до нашей эры. О древности ковроткачества свидетельствуют и более поздние письменные источники, например, труды таких древнегреческих, римских и арабских авторов, как Геродот, Ксенофонт, Аль-Мугаддаси. Азербайджан является одним из уникальных ковровых регионов мира, где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров, создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего - паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча.

Все ковры и ковровые изделия Азербайджана по принятой классификации подразделяются на четыре типа:

1. Губа-Ширван (ковровые регионы - Губа, Ширван и Баку).

2. Гянджа - Казах (регионы - Гянджа и Казах).

3. Карабах (регионы - Карабах, Шуша и Джебраил).

4. Тебриз (регионы - Тебриз и Ардебиль).

В основу классификации взяты, главным образом, три основных отличительных фактора: орнамент, техника исполнения и вид коврового изделия.

Азербайджанское ковровое искусство отличается большим разнообразием ковровых композиций, насчитывающих сегодня свыше шестисот видов. Порою богатая и сложная композиция имела распространение в границах одного села, города или этнической группы, где вырабатывались эти ковры, и по традиции, как богатейшее наследие передавалась из поколения в поколение. К примеру, можно отметить некоторые ковровые композиции, названные по месту их выработки - Пиребедиль, Чичи, Афурджа, Салахлы, Шихлы, или же по названию этнической группы - Сор-сор, Джек, Грыз, Гасым ушагы, Талыш, Гара-гоюнлу и другие. Особенностью азербайджанского коврового орнамента является то, что здесь использованы изображения фитоморфного, зооморфного, антропоморфного (не взирая на запрет Ислама изображать человека) и геометрического происхождения, сильно стилизованные при их передаче на ковре. Если в далекие времена некоторые орнаментальные изображения носили определенный, ясный смысл, то с течением времени первоначальное значение изображения полностью забывалось, и данный элемент превращался в художественный орнамент без смыслового значения.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Мифологические картины
Боттичелли одним из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Многие из заказов, данных Боттичелли его богатыми покровителями, были связаны с флорентийским ...

Проблема личности в художественной культуре Западной Европы и русского средневековья XVII века
В понятие «художественная культура», как правило, включают многообразные группы процессов и явлений. В данной статье рассматривается аспект развития социального субъекта-личности в мироощущении западноевропейской интеллигенции XVII столет ...

Искусство хеттов и митанни
Второе тысячелетие до н.э. является интересным, но еще относительно мало изученным периодом в истории Передней Азии. В это время приходят в движение степные скотоводческие племена, а также и народы горной части Передней Азии. Важную роль ...