Одним из главных определителей уровня культуры является степень развития декоративно-прикладного искусства - составной части общей материальной культуры, тесно связанной с экономической, культурной и общественно-политической жизнью народа. Изделия декоративно-прикладного искусства давали народу возможность путем формы и орнаментации передать свои эстетические взгляды, духовный мир, сложившиеся этнические традиции, а также, в зависимости от степени овладения мастерством, художественный вкус и уровень освоения техники производства. Зарождению и развитию отдельных видов ремесел способствовали такие факторы, как различные формы ведения хозяйства, с изменением которых некоторые виды ремесел теряли былую значимость и забывались народом, другие возникали и развивались. Например, с появлением и развитием фабрично-заводской промышленности, резко упал спрос на изделия таких высокоразвитых в свое время традиционных видов ремесел Азербайджана как оружейное, стекольное, суконное и другие. Но есть такие виды ремесел, которые не подвластны времени, они вечны. К их числу можно отнести ковроткачество.
Ковроткачество известно с древнейших времен и относится к высокоразвитым видам ремесел. Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до нашей эры. О древности ковроткачества свидетельствуют и более поздние письменные источники, например, труды таких древнегреческих, римских и арабских авторов, как Геродот, Ксенофонт, Аль-Мугаддаси. Азербайджан является одним из уникальных ковровых регионов мира, где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров, создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего - паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча.
Все ковры и ковровые изделия Азербайджана по принятой классификации подразделяются на четыре типа:
1. Губа-Ширван (ковровые регионы - Губа, Ширван и Баку).
2. Гянджа - Казах (регионы - Гянджа и Казах).
3. Карабах (регионы - Карабах, Шуша и Джебраил).
4. Тебриз (регионы - Тебриз и Ардебиль).
В основу классификации взяты, главным образом, три основных отличительных фактора: орнамент, техника исполнения и вид коврового изделия.
Азербайджанское ковровое искусство отличается большим разнообразием ковровых композиций, насчитывающих сегодня свыше шестисот видов. Порою богатая и сложная композиция имела распространение в границах одного села, города или этнической группы, где вырабатывались эти ковры, и по традиции, как богатейшее наследие передавалась из поколения в поколение. К примеру, можно отметить некоторые ковровые композиции, названные по месту их выработки - Пиребедиль, Чичи, Афурджа, Салахлы, Шихлы, или же по названию этнической группы - Сор-сор, Джек, Грыз, Гасым ушагы, Талыш, Гара-гоюнлу и другие. Особенностью азербайджанского коврового орнамента является то, что здесь использованы изображения фитоморфного, зооморфного, антропоморфного (не взирая на запрет Ислама изображать человека) и геометрического происхождения, сильно стилизованные при их передаче на ковре. Если в далекие времена некоторые орнаментальные изображения носили определенный, ясный смысл, то с течением времени первоначальное значение изображения полностью забывалось, и данный элемент превращался в художественный орнамент без смыслового значения.
Похожие статьи:
Здание французского военного представительства
На Кропоткинской набережной стоит двухэтажное здание с фигурной кровлей, оформленное в древнерусском стиле. В годы второй мировой войны здесьпомещалась французская военная миссия. В мае 1956г. состоялась торжественная церемония открытия ...
Ямщицкие колокольчики
Ямщицкие колокольчики появляются в России во второй половине 18 века. Являясь сигнальным атрибутом почтовой службы, они быстро получили распространение на главных почтовых дорогах России, в первую очередь, на Московско-Петербургском тракт ...
Земледельческий религиозный культ древних славян
Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Отметим, что для дохристианской религии древних славян характерным являлось преобладание практики-магии и куль ...
Разделы