Большая часть сюжетов азербайджанского коврового орнамента свидетельствует о традиционности их в общем ремесленном производстве Азербайджана. На многочисленном материале прослеживается идентичность орнаментации по металлу, дереву, тканям, керамике и так далее. К примеру, основным мотивом ковра «Хила-бута» является орнамент «бута», встречаемый в различных исполнениях на изделиях этого вида ремесленного производства. Орнаментальные мотивы в большинстве своем заимствовались из окружающей природной среды или предметов быта. Установлено, что при создании ворсового ковра «Шильян», основой орнамента послужили пчелиные соты - символ богатства и достатка.
Азербайджанское ковровое производство представлено различной техникой исполнения. В основном ковры и ковровые изделия делятся на две большие группы: безворсовые и ворсовые. К безворсовым ковровым изделиям относятся: палас, килим, сумах, зили, шадде и верни. В свою очередь, эта группа подразделяется на изделия с простым переплетением основы и утка - палас и килим, и сложным переплетением - сумах, зили, шадде и верни. Наивысшей сложности техника ковроткачества достигает при изготовлении ворсовых ковров. Здесь используется совершенно новая технология - на каждые две нити основы накладывается ворсовый узел, что и позволяет передать на ковре многочисленные орнаментальные изображения любой формы и размера.Отличительной особенностью азербайджанского ворсового ковра является очень большая плотность узлов. Плотность ковра определяется количеством узлов на квадратный дециметр. В зависимости от района выработки на каждый квадратный дециметр изделия приходится от 1.600 (40 х 40) до 4.900 (70 х 70) ворсовых узлов.
В ковроткачестве используются в основном семь цветов красителей пряжи с различными оттенками. Азербайджанские мастера в течение долгих столетий выработали рецептуру красителей, получаемых из окружающей флоры. Естественные красители, в отличие от химических, не разрушают структуру шерстяных волокон и придают им блеск и сочность красок. В совершенстве овладев техникой коврового производства, азербайджанские ковровщицы стали изготавливать такие сложные по технике исполнения изделия, как ковровый комплект (даст), состоящий из большого центрального, двух боковых и одного головного ковра, объединенных одной композицией; молитвенный ковер (намазлыг), сюжетно-тематический и другие.
Ковры удовлетворяли не только эстетическим запросам народа, но и его повседневным нуждам, при этом главное назначение ковра было бытовым. Его использовали в основном для утепления жилища. Широко были распространены ковровые изделия, используемые для различных хозяйственных и бытовых нужд - мафраши, выполняемые в технике безворсового ткачества; переметные сумы - хурджун, хейбе; изделия для хранения сыпучих продуктов - чувал; различные по назначению попоны - чул; надседельники - яхар усту и другие.
Сегодня лучшие образцы азербайджанского коврового искусства представлены в крупнейших музеях мира, в частности в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, что свидетельствует о высоком уровне развития древней и вечно молодой культуры азербайджанского народа.
Похожие статьи:
Древнерусское государство – когда и как
Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государстваю Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. В результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по пути из варяг в греки оба ва ...
Классицизм петербургской архитектуры начала XIX века
До недавнего времени считалось, будто национальные особенности русской архитектуры нашли себе выражение только в памятниках допетровской Руси. Действительно, древнерусское зодчество с его луковичными главками, кокошниками, крыльцами, тере ...
Российские часословы
В российских музеях есть немало экземпляров Часословов созданных русскими мастерами. И хотя они были не столь богаты своими внешними данными и изобразительными рядами, они представляют собой не малую историческую и культурную ценность. Па ...
Разделы