Созданные Азимом Азимзаде серии акварелей и рисунков на исторические, бытовые темы, иллюстрации, театральные эскизы говорят о многих гранях творчества родоначальника азербайджанской графики. Ценным вкладом в развитие книжной графики явились иллюстрации художника к произведениям поэта-сатирика Сабира ("Хоп-хопнамэ" и другие). Прекрасны известнейшие работы Азимзаде: "Свадьба у бедных", "Свадьба у богатых", "Бой собак" и другие.
В области книжной и станковой графики активно работали также Э. Гаджиев, Г. Халыков, И. Ахундов, А. Рзакулиев, Г. Мустафаев. В 30-50-е годы ХХ века азербайджанские живописцы создают полотна на темы истории и современности, труда и быта. И если поначалу полотна художников С. Саламзаде, Г. Халыкова, А. Рзакулиева нередко близки традициям миниатюры, то полотна С. Шарифзаде, Т. Тагиева, Г. Ахвердиева, К. Кязимзаде, М. Рахманзаде реалистичны. В период второй Мировой войны азербайджанская живопись отмечена пафосом героизма и воинской доблести. Обращаясь к батальным и жанровым сюжетам, связанным со славным историческим прошлым и героической современностью, художники М. Абдуллаев, Б. Мирзазаде, С. Бахлулзаде, Б. Алиев и другие в своих картинах прославляли образы легендарных героев азербайджанского народа Джеваншира, Бабека, Кер-оглы, а также воинов-борцов с фашизмом. Психологические портреты людей труда Э. Мамедова, деятелей культуры, женщин и детей В. Самедовой, пейзажи М. Абдуллаева и С. Бахлулзаде говорят о значительно возросшем мастерстве азербайджанских живописцев.
В 60-70-е годы ХХ века в полную силу таланта и мастерства раскрываются творческие индивидуальности художников среднего и молодого поколений, проникнутых философским осмыслением действительности, анализом душевного мира, интеллекта, чувств и переживаний современников. Ярким представителем героико-драматической линии в азербайджанской живописи той поры является талантливый мастер кисти Т. Салахов ("Женщины Апшерона", " Портрет нефтяника", "Новое море", "Портрет композитора Кара Караева", портреты Кер-оглы и Р. Рза и другие). Романтика его полотен проникнута пульсом времени, поэзией созидания. Поэтическая обобщенность, внутренняя взволнованность и психологизм образов присущи М. Абдуллаеву ("Индийская серия", "На полях Азербайджана", "Девушки-рисоводы", портреты С.Вургуна, Насими и другие). Лирически напевны, воздушны по краскам пейзажи С. Бахлулзаде, отражающие солнечный Апшерон, знойную Мугань, горы и равнины, леса и поля Азербайджана. Колористической экспрессией и энергичным ритмом насыщена живопись Т. Нариманбекова, выдержанная в романтическом аспекте ("Радость", "Песня", "Плодородие", "Плоды граната", "Старая чинара", "Девичья башня" и другие).
Лиричны, эмоциональны по настроению картины Н. Абдурахманова, изображающего сельских жителей в окружении живописной природы. В 60-70 годы ХХ века проявили себя талантливые художники: А. Абдулхалык, Б. Афганлы, Г. Ахвердиев, И. Ахундов, Р. Бабаев, А. Вердиев, В. Видади, А. Гаджиев, Ю. Гусейнов, А. Джафаров, Н. Зейналов, Э. Шахтахтинская, Н. Касумов, К. Сейфуллаев, Л. Фейзуллаев, Х. Сафарова, Э. Рзакулиев, О. и Т. Садыхзаде, Н. Исмайлов, К. Ханларов, Т. Шихалиев.
Успешно работали в области оформления книги и эстампа азербайджанские графики, порадовав хорошим владением спецификой офорта, монотипии, линогравюры, станкового рисунка и акварели. Запомнились работы Р. Мехтиева, Н. Бабаева, Н. Ахундова, Д. Муфидзаде, Б. Гаджиевой и других.
Экспозиция современного азербайджанского искусства располагается в залах Азербайджанского Государственного музея искусств и представляет живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство Азербайджана 30-90 годов. Богатая коллекция Азербайджанского Государственного музея искусств имени Р. Мустафаева позволяет по-новому увидеть художественные памятники прошлого и раскрыть особенности современного искусства.
Современная живопись и графика азербайджанских художников представлена в частных коллекциях во многих странах мира. Вновь радуют нас произведения А. и В. Шамсиевых., И. Мамедова, З. Алиевой, Д. Керимова, О. и В. Агабабаевых, У. и Е. Ахвердиевых, Э. и М. Бабаевых, Р. и С. Вердиевых, Р. Керимова, Э. и Д. Гашимовых, Н. и А. Ибрагимовых, Мехтиева, Маратлы, А. и С. Самедовых, Фарзалиева, и многих других художников земли азербайджанской.
Похожие статьи:
Крест и полумесяц в христианской и языческой интерпретации
Так как же трактовать сочетание креста и полумесяца? и как объяснить сочетание столь разных, казалось бы, по своей семантике символов на куполе православного храма? Для ответа на этот вопрос следует принять во внимание, что не только полу ...
Храмовое убранство внеисторического Рима
Начало истории христианского Рима восходит к некрополям римских катакомб, которые иначе можно назвать Новым подземным Римом. Впоследствии в ходе истории многие города и сооружения станут иконой Вечного города, однако, уже на заре своего с ...
Замки Японии
Грандиозные замки с высокими башнями, украшенными многоярусными крышами, стали характерной чертой японской архитектуры XVI—XVII вв. В эпоху «Сэнгоку дзидай» крупные, хорошо укрепленные твердыни были столицами удельных самурайских вождей ( ...

Разделы