Искусство империи Ахеменидов

Другая культура » Искусство древней Передней Азии » Искусство империи Ахеменидов

Страница 1

Персы и мидяне — племена индоевропейского происхождения, населявшие Иран, — впервые упоминаются в ассирийских хрониках IX в. до н. э. В 550 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558—530 гг. до н. э.), происходивший из династии Ахеменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству. В 539 г. до н. э. Персидское царство подчинило Вавилонию, в 525 г. до н. э. — Египет, затем распространило свое влияние на города Сирии, Финикии, Малой Азии и превратилось в гигантскую империю. Ахеменидские правители проводили гибкую и дальновидную политику по отношению к завоеванным государствам. Каждое из них объявлялось сатрапией (провинцией) Персии и облагалось данью. При этом завоеватели не разрушали города, проявляя терпимость к традициям, религии и культуре покоренных народов. Например, устраивали символические коронования на царство по местным обычаям, участвовали в церемониях поклонения местным божествам. Господство Персии на востоке длилось около двухсот лет и было сокрушено только в 331 г. до н. э. во время восточного похода Александра Македонского. http://ekipazh03.ru перевозка лежачих больных из больницы домой.

Мидийским и персидским мастерам нелегко было найти самостоятельный путь в искусстве, поскольку их окружали произведения более древних и ярких культур, нежели их собственная. Изучая и заимствуя чужие традиции, они тем не менее сумели создать свою собственную художественную систему, которая получила название «имперского стиля». Ахеменидское искусство было придворным, предназначенным символизировать и прославлять могущество и величие государства и царской власти. Ему присущи торжественность, масштабность, строгая ритмичность композиции.

В VI—V вв. до н. э. официальной религией империи Ахеменидов стал зороастризм. Основатель зороастризма Заратуштра утверждал, что в основе мироздания лежит постоянная борьба между божествами добра и зла — Ахура-Маздой и Анхра-Манью, начавшаяся еще до создания Вселенной. Человек имеет свободу выбора между добром и злом, однако моральный и религиозный долг каждого — быть на стороне добра. Важное место в учении Заратуштры занимает почитание «священных стихий» — земли, воздуха и огня (символа Ахура-Мазды). Приняв зороастризм, ахемениды тем не менее внесли в него ряд изменений. Они сохранили существовавшие ранее культы древнеиранских богов — бога солнца Митры, богини воды и плодородия Анахиты и т.д. При этом главным божеством остался Ахура-Мазда.

Важнейшим сооружением ахеменидского искусства является дворец — грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс, в котором все подчинялось одной идее — прославлению власти царя. Дворец был символом царской власти и по форме представлял собой синтез различных элементов — месопотамских, египетских и греческих. Дворец возводился на платформах, которые были связаны с террасами разного уровня. Различные этажи соединялись монументальными парадными лестницами с облицовкой, покрытой барельефами. По периметру дворец огораживался зубчатой стеной. Величественный вход-портал в соответствии с ассирийской традицией охранялся колоссальными статуями человекобыков. Внутри дворца имелось множество строений, главными из которых были: собственно царские покои и зал для торжественных приемов, ападана — самое оригинальное и характерное сооружение ахеменидской архитектуры. Ападана представляла собой не что иное как гипостильный зал с множеством колонн, поддерживающих архитравный свод из деревянных перекрытий.

Древнейшая царская резиденция — в городе Пасаргадах, основанном в VI в. до н. э. Киром II на юге Ирана, — сохранилась плохо. Она состояла из изолированных зданий, не составлявших единого ансамбля. Такое отсутствие структуры, вероятно, объясняется тем фактом, что этот дворец своим истоком имеет традиционный лагерь кочевников.

Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II — строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды — большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.

Древняя персидская столица Сузы, разрушенная ассирийцами, была вновь отстроена в правление самых знаменитых персидских царей — Дария I (522—486 гг. до н. э.), Ксеркса (486—465 гг. до н. э.) и Артаксеркса I (465—424 гг. до н. э.). В планировке и декорации царского дворца в Сузах отчетливо прослеживаются традиции Месопотамии. Все помещения дворцового комплекса были сгруппированы вокруг обширных внутренних дворов. Вход в главный двор резиденции Дария I украшал изысканный по композиции и цветовой гамме изразцовый рельеф с изображением царской гвардии. Оформление задней стены северного фасада — выложенные изразцами фигуры крылатых быков — напоминает ворота богини Иштар в Вавилоне.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Фокстрот
Год создания: 1913 Полное название танца - медленный фокстрот (первоначальный "фокстрот" несколько отличается от современного). Этот танец танцуется в ритме 4/4 и темпе 120 ударов в минуту. Фокстрот - один из наиболее естествен ...

Кино как массовое искусство. Причины «массовости» кино с точки зрения психологии
Наиболее полно проблему массового сознания впервые исследовал Зигмунд Фрэйд, в своей книге «Массовая психология и анализ человеческого Я». В ней массовое противопоставляется индивидуальному, единичному. Масса это всегда некоторое количест ...

Румба
Год создания: 1913 Румба - это танец африканских негров, привезенных на Кубу в конце прошлого века. Танец почеркивает движения корпуса, а не ног. Сложные, накладывающиеся друг на друга ритмы, выстукиваемые горшками, ложками, бутылками . ...