У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что сохранилось,- результат слияния и взаимодействия высокоразвитых (греческой, этрусской) и примитивных культур племен, прежде населявших римскую территорию: латинян, сабинян, умбров, самнитов и других.
Другие (Шпенглер, Тойнби) считали, что Рим- это кризис античного мира, при котором культура не в состоянии производить духовные ценности и может реализовать себя только как цивилизация, т.е. совершенствуя государственность и технику.
Третьи же признавали за римской культурой такие специфические черты, давшие миру особую систему ценностей, превратившие город в столицу огромной империи.
Само же явление на мировую арену Рима-государства и города- связано с множеством легенд и мифов. Особенно известны два мифа. Один из них полнее всего изложен в произведении «Энеида» римского поэта Публия Марона Вергилия ( 70-12 до н.э.)
Следует заметить, что во всех мифах соответствуют реальности, пожалуй, лишь факты связи римской культуры с греческой. Однако, римляне, в отличие от греков, считали, что их успехи в земледелии, ратном деле и во многом другом зависят только от их собственной деятельности, от богов требовались лишь благосклонность и защита. Это обусловило представления о роли личной инициативы, с одной стороны, и потребительское отношение к богам- с другой. « Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре его мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем свое особое расположение к римскому народу».
Следует заметить, что религия никогда не занимала большого места в жизни римлян. Властители сами устанавливали предмет поклонения, божество. В культах и обрядах римской религии ни в эпоху царей и республики, ни в эпоху императоров не было оправдания существующего порядка, власти одних над другими, рабства и прочего. «Рабы повиновались господам не потому, что так предписали боги, а потому, что господа обладали правом принуждения, действовавшим до тех пор, пока раб не избавлялся от власти господина, получив вольную или сбежав.»
Религия завоеванных народов- греков, египтян, персов- воспринималась терпимо: греческие культы считались созвучными римским представлениям, а функции богов- аналогичными. Римские божества не были персонифицированы, а греческие являли собой совершенство в человеческом облике. Поэтому, с одной стороны, римская религия впитала в себя греческие религиозные представления, а с другой- придала греческим богам римские достоинства. В результате появилось новое качество: религия, одухотворенная греческой эмоциональностью и в то же время соблюдающая римскую строгость.
Римлян, в отличие от греков, не слишком занимала система мироустройства, поэтому философы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественная жизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства. Но если в период республики свобода была доступна каждому человеку, при условии, что он следовал принятым нормам, то в последние годы республики и империи даже и следование нормам не гарантировало свободы. Поэтому Сенека ( ок 4 до н.э.- 65 г. до н.э.) создает этику, согласно которой человек может добиться совершенства, поняв, что философия, размышления о бренности всего земного, о круговороте жизни и боге, как сущности мира,- лекарство для души. Он превозносит умеренность в потребностях, воздержанность в чувствах, нравственное равенство людей. Вся жизнь человека, по мысли Сенеки, - подготовка к смерти, в процессе которой человек закаляет себя в схватке с судьбой, приносящей ему испытания. Торжество в борьбе с судьбой- и есть подлинная свобода человека. Поэтому испытания, бедствия, неудачи необходимы для обретения истинной свободы. Эти же идеи развивал и бывший раб Эпиктет (ок 50-ок.130), видевший в свободе от страстей совершенство человека.
Поиски идеала и интерес к божественному впервые прозвучали в трудах Плотина (Ш век). Бога, о котором говорит Плотин, нельзя понять умом или ощущением, с ним можно слиться только в добродетели, самоуглублении, в уходе от земной суеты. В трудах Плотина, впервые для Рима, прозвучала мысль о воздаянии человеку зав добро и зло.
Таким образом, римские философы склонились постепенно к тому, что а) существует высший всемогущий бог, бестелесный и вечный; б) признается бессмертие души и посмертное воздаяние за земные дела; в) все телесное воспринимается как носитель зла, вырастающего из желаний, пороков и страстей, с телесным тесно связано земное, небесное же и духовное преобладают и являются носителями божественного; г) цель жизни представляется как избавление от телесного и его влияния на бессмертную душу. Главным для философии Рима I-II веков была ориентация на человека, его поиски в сфере духа, самосовершенствование во имя спасения души, а это уже прямо перекликается с христианством. Римская философия вырабатывает и новые ценности: поиск образца, за которым можно было следовать.
Похожие статьи:
Феномен маргинальности в культуре
Понятие маргинальности в нашей научной литературе в отличие от западной (введено американским социологом Р. Парком) появилось сравнительно недавно. Очень скоро оно распространилось и без всяких на то оснований стало употребляться с явным ...
Общая характеристика музыки Бориса Чайковского
Трудно писать о музыке, которая волнует и трогает, заставляет по-новому осмысливать некоторые проявления современного мироощущения в музыкальном языке. Такова музыка Б. Чайковского. Она выразительна, порой непритязательна, но в этой –то н ...
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
У натуральной школы, отпечаток которой можно увидеть у каждого крупного писателя, пришедшего в литературу к середине XIX века, было и такое значение: обращение к физиологии жизни, ее земной стороне, что перевело присущий русскому слову ду ...
Разделы