Характерные черты культуры Древней Греции

Страница 4

Основателем первой был Эпикур ( 342/341- 271/ 270 до н.э.) Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавались атараксия, т.е. невозмутимость , душевный покой.

Вторая система, стоицизм, созданная Зеноном ( ок. 335- ок . 262 до н.э.) идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.

Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта- религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все яснее.

Значение искусства эллинизма, как заметил Поликарпов В.С., весьма велико, поскольку оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия- настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций.

Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация.

Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство- это второй рай человеческого духа.

Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из виднейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорил о греческой культуре так: « Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая …. Создается из образов, набросанных разумом.

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство- непременное условие и основа идеального человека.

В заключение этой главы выделим основные моменты становления греческой культуры и ее важнейшие черты:

1. Природные условия, повлиявшие на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором развился образ жизни и деятельности племен, осевших на ее территории. Они же стали причиной особенностей расселения людей и организации общества. Отсутствие единого государства до некоторой степени «возмещалась» единством языка, верований, характером уклада каждого из населивших побережье Малой Азии, острова и Балканский полуостров народов.

2. Полисный уклад был во многом продолжением общинного образа отношений, однако демократия греческого полиса несла в себе и некоторые элементы олигархии. И, тем не менее, греческий полис выработал определенный идеал человека, который стал образцом для подражания в повседневной жизни и в искусстве.

3. « Культура стыда», сложившаяся в Греции, включала в себя минимум два момента: представление о богоравности эллина и чувство соревновательности. Эллинисткое противопоставление себя другим племенам было основано не на оприорной убежденности в правильности своего образа жизни, а на постоянном утверждении своей богоравности и своего совершенства в повседневных делах, спортивных состязаниях и героических деяниях.

4. Греческий менталитет предполагает представление о едином Космосе, в котором каждый элемент связан с другими его элементами, а каждый человек-это микрокосм, организованный на тех же гармонических началах и основаниях. Из этого мировоззрения вытекает общая гармония мира, в которую входят все стороны человеческого существования.

5. Греческая культура заложила основу философии как любви к мудрости. Однако познание и мудрость несли в себе иные, чем на Востоке формы отношения с действительностью. Познание перенесло свой акцент с состояния вчувствования в мир на рациональное его постижение , выделив категорию бытия, греческие философы понимали его как parents- тайну, которой противостоит созерцательный ум мыслителя.

6. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный характер.

Демократия- другая черта классической древнегреческой культуры. Государство существовало «вне» и «над» гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба, состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Мемориал “Могила Неизвестного солдата”
В декабре 1966г., когда отмечалось 25-летие разгрома фашистских войск под Москвой, у древнейКремлевской стены, в Александровском саду, были погребены останки Неизвестного солдата, павшего смертью храбрых при защите советской столицы. До т ...

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
У натуральной школы, отпечаток которой можно увидеть у каждого крупного писателя, пришедшего в литературу к середине XIX века, было и такое значение: обращение к физиологии жизни, ее земной стороне, что перевело присущий русскому слову ду ...

Александр Сергеевич Грибоедов
Если Пушкин цели своей жизни видел в поэзии, то его современник и друг прошел яркий путь в гражданском служении России: это один из видных русских дипломатов, участвовавших в формировании российской политики в Азии и на Кавказе. Поучитель ...