Воронцовский дворец

Другая культура » Воронцовский дворец

Страница 2

В 1941 г. началась Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как впрочем, и из многих других музеев Крыма не успели. Фашистские оккупанты вывезли много художественных ценностей. Только небольшую часть этих культурных шедевров удалось разыскать и вернуть во дворец после войны.

С 4 по 11 февраля 1945 г. проходила знаменитая Ялтинская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании. Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации. Именно здесь 8 февраля 1945 г. было окончательно определено число стран - участниц учредительной конференции Организации Объединенных Наций, время и место ее созыва.

В 1956 г. по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.

Территория дворца и прилегающего парка используется так же и при съемках фильмов. Самые известные из них - это "Небесные ласточки" и "Женитьба Фигаро".

Существование дворца, как музея, на протяжении всей истории постоянно было спорным вопросом. После революции в Крыму царили террор, голод и произвол властей. Так, нарком здравоохранения Семашко предлагал занять под санаторий Алупкинский дворец. Через газету "Известия" он пообещал "бирюзовым столиком" кормить целый год одну деревню, и не важно, что за бирюзу была принята голубая эмаль.

Превратить дворец в санаторий не удалось. Уполномоченный по делам музеев Тугенхольд писал: "Алупкинский дворец упоминается во всех европейских бедекерах, как чудо архитектуры, заключающий в себе прекрасную картинную галерею и редчайшую библиотеку. Его нельзя, не заслужив названия варваров, превращать в "санаторное состояние". А что это значит, мы, жители Крыма, видели на примере многих гостиниц и вилл, побывавших под санаториями ."

Немецкая оккупация Крыма так же поставила под сомнение сам факт существования дворца. Показательно тот факт, что при отступлении фашисты просто хотели его взорвать. Из-за неудавшейся эвакуации ящики с экспонатами оказались брошенными в ялтинском порту и многое из коллекции разграблено мародерами.

После освобождения Крыма в апреле 1944 года он вновь открылся для посетителей, но уже в январе 1945 года снова закрылся. Три знаменитых дворца Ялты - Алупкинский, Ливадийский и Кореизский - спешно готовили к конференции руководителей великих держав

После завершения конференции было принято постановление о передаче Воронцовского дворца с прилегающим к нему парком, зелеными насаждениями и подсобными помещениями в ведение НКВД СССР. Весь второй этаж главного корпуса отвели под одну жилую квартиру. Ею периодически пользовались Берия, Коганович, Молотов и другие. В бывших парадных кабинетах Михаила и Елизаветы Воронцовых принимали посетителей. В Голубой гостиной выступали артисты и демонстрировались киноленты.

Воронцовский дворец стал именоваться госдачей №2 и спецобъектом №3. Штампы с последней аббревиатурой до сих пор "украшают" экспонаты музея. Естественно, что с мебелью, фарфором, хрусталем особо не церемонились, используя их по назначению, спокойно списывая все, что билось и ломалось. Не беда, если книги забывали на пляжах или "случайно" увозили домой, а старинными газетами устилали полы при побелке помещений, заворачивали в них продуктовые пайки. (по материалам "Исторического Архива", №5, 1993)

В 1952 году дворец получил статус санатория ВЦСПС. Просуществовал он только шесть месяцев, но и за это время все ценности бывшего дворца-музея успели разделить между другими музеями страны. 33 тысяч редких книг, архитектурные чертежи, географические карты и планы XVI-XVIII веков отправили в хранилище Фундаментальной библиотеки Академии наук СССР.

Современная история Дворца так же трагична. В ноябре 2001 года в средствах массовой информации обнародовано поручение президента, в котором управление делами его администрации уведомляло Верховный Совет и правительство Крыма о своем желании получить Алупкинский дворец-музей в свое подчинение .

История желает повториться. Сегодня, по прошествии 7 лет, дворец и парковая зона все еще открыты для посетителей. Однако, Крым постепенно умирает - следы былого величия еще есть. Надолго ли? Вырубаются виноградники: На красивейших местах строятся уродливые особняки . Крым, как красивейший уголок, уходит в историю .

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Микенское искусство
Замкнутый, воинственный характер микенцев сказался на выборе мест для основания их городов - уединенных крепостей в городах. В отличие от критских суров и образ самих городов, которые обнесены мощными стенами, превратившими их в настоящие ...

Икона времени Андрея Рублева
Вплоть до Великой Отечественной войны в Новгороде имелось огромное число икон достоверно новгородской школы. Много их имеется и доныне за пределами города. Раннемосковских икон сохранилось гораздо меньше. И потому каждая новая икона, кото ...

Дворцы XVII столетия в контексте истории проектирования
Проектирование, художественное конструирование, иначе говоря - дизайн, - это самостоятельный способ творческой деятельности, ведущий вид творчества в современной культурной ситуации (по крайней мере, в количественном отношении). Сегодня д ...