Михайловский замок

Другая культура » Михайловский замок

Страница 1

Михайловский замок (он же с 1823 - Инженерный) - одно из самых мистических мест Петербурга и в то же время одно из самых кровавых. Это некий "Нагль-фар", корабль мертвецов, в петербургской топографии. На небольшом пятачке земли между Фонтанкой и каналом Грибоедова были убиты два русских царя. Здесь же рядом находится мемориал Марсового поля.

Мистической силе этого места мы обязаны прежде всего Павлу I, который будучи на этом месте рожден придавал особое значение постройке замка.

Это было самое дорогое и самое спешное строительство XVIII века. Замок был возведен за 4 года с 1797 по 1801 и обошелся в 6,5 млн. руб. золотом. Параллельно были порастасканы материалы для строительства мраморной ринальдиевской Исаакиевской церкви, имения Екатерины в Пелле и Таврического дворца. Получив некоторое архитектурное образование от швейцарского архитектора Анри Франсуа Габриэля Виоллье во время своего путешествия с Марией Федоровной в Европу, Павел лично был одним из авторов не только предварительного проекта (всего их было 13, сведенных воедино Винченцо Бренной, который выполнял функцию не столько архитектора, сколько прораба), но и детальной разработки интерьеров, которая была им задумана в соответствии с некой программой, строившейся на основании множества символов и аллегорий, смысл которых часто оставался ясен только самому императору (Павел был помешан на всевозможной мистике и с тех пор как стал магистром Мальтийского (католического) ордена считал себя фигурой соединяющей не только функции светского и духовного властителя наподобие ветхозаветного царя Мельхиседека, но и объединителем католической и православной церквей). В частности восьмиугольная форма двора была обусловлена восьмиугольной мальтийской звездой.

Замок был назван Михайловским в честь архангела Михаила, которого Павел считал своим небесным покровителем и который по преданию явился во сне Павлу и в ту же ночь одному из охранников и повелел возвести на этом месте замок.

Однако, впоследствии архистратиг оставил своею благосклонностью Павла, поскольку императора убили на 40-й день его проживания в еще не до конца достроенном замке (Павел так хотел въехать туда пораньше, что не дождался окончания всех отделочных работ. Поэтому в замке клубился туман от еще не успевшей высохнуть штукатурки, так что убийство получилось в лучших традициях готического романа).

Интересно, что злодеяние совершилось в присутствии как супруги, которая находилась за стенкой и все слышала, так и любовницы императора (19ти летней Анны Петровны Лопухиной), которая безмятежно спала в комнате внизу, соединенной с опочивальней царя винтовой лестницей.

После смерти Марии Федоровны замок был разграблен и сдавался под квартиры вплоть до 1823 года, в частности здесь была квартира Чарльза Камерона. По указу 1922 года Военно-инженерное ведомство было переведено в ведение Николая Павловича, который запросил себе замок под казарменное училище военного типа.

Здесь два года учился Достоевский. Среди воспитанников училища также были Цезарь Кюи, Игнатий Брянчанинов, военные инженеры Карбышев и Яблочков. Студенты училища жили весело несмотря на суровый казарменный режим. Об этом свидетельствует появившаяся в городском фольклоре песенка про Чижика-Пыжика, который "на Фонтанке водку пил". Образ Чижика-Пыжика, недавно увековеченный Резо Габриадзе, связан с униформой кадетов, носивших пыжиковые шапки. Воспитанники любили переодеваться в привидения и по ночам пугать тех, кто осмеливался проезжать мимо. Говорят, что призрак невинно убиенного императора до сих пор живет в замке.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Античность
Периодизация VI-V вв. до нашей эры - IV - V в. нашей эры IV в. н.э. - христианство. Античность и христианство столпы современного генезиса. Эпоха Возрождения центрируется вокруг возвращения к античности. Европейская цивилизация уходит с ...

Монументальная живопись
Типичным примером является построенный во время Августа Алтарь Мира, на четырёх сторонах которого помещены рельефы с растительными мотивами, завитками и различными фигурами. Наиболее выступающие части барельефа взаимодействуют с окружающи ...

Фресковая и мозаичная роспись
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой». Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соеди ...