У меня есть рассказ с таким названием написанный еще в первой серии рассказов, в первой половине восьмидесятых, и посвящен он был этим понятиям. Они рассматривались как процессы, как явления в человеческой жизни на примере моих отношений с Марком. Был у меня в то время такой друг, и отношения с ним испортились и охладели довольно для меня неожиданно. Не сказать, чтобы в том не было изрядной доли моей вины. Так это очевидно по прошествии времени.
Но дело не в этом. Сейчас эти два понятия и два слова, их выражающие, я рассматриваю под другим углом зрения и вижу в этих понятиях, проступающие через слова смыслы, которые мне были не видны ранее, так как я главным образом использовал чувственный опыт для построения картины мира и образа его описания.
А как мне это понятно сейчас, на основании чувственного переживания нельзя построить правильный образ мира, и, следовательно, нельзя правильно описать этот мир, ведь в результате такого подхода искажается видение, а полученное отражение приобретает черты, не совпадающие в дальнейшем с тем, что попадает в поле твоего рассмотрения извне.
Нужно отметить при этом, что внутренние образы и картины, которые становятся потом образцами для сопоставления с ними приходящих в твое восприятие обликов мира, очень устойчивы. И, что самое главное, эти образы являются образами действий, а действия, основанные на неправильных образцах, приводят к неправильным плодам. Вот такая незадача получается.
Но вернусь к понятиям друга и врага. С ними связанные глаголы "дружить" и "враждовать" на слух не дают ощущения связности или близости понятий. Это вызвано тем, что глаголы в своих рядах не основные, а производные от существительных.
Основные же глаголы на первый взгляд не видны. Основные глаголы всегда проще и указывают на основные ощущения, на внутренние действия, которые потом могут обозначать и внешние движения мира, но обязательно приходящее внутрь через те или иные каналы ощущений, то есть органы чувств.
Чтобы понять коренные смыслы этих понятий, пошевелим и потрогаем ряды, связанные с этими корнями, то есть мы имеем такие пары как дружба-вражда, друг-враг, дружить-враждовать, друзья-враги. Дорожить, близкое по смыслу, не находит себе пары, но дает нам дополнительные сведения о значениях слова. Есть еще близкое понятие - другой, так же связанное по смыслу с дружбой.
Дальше вспоминаем старую разновидность звучания слова "враг" - "ворог". Подсунем сюда по созвучию слово по-рог, предполагая, что корень "рог" соотносится с каким-то глаголом, производящим все эти слова. Однако это может быть лишь разновидностью его исходного звучания, потому поищем еще, чтобы обнаружить исходную единицу ощущения, производящую с помощью приставок и окончаний весть куст понятий. Рядом стоит слово "разить", то есть врага нужно разить, а дружбой дорожить.
Похожие статьи:
Крест и полумесяц в христианской и языческой интерпретации
Так как же трактовать сочетание креста и полумесяца? и как объяснить сочетание столь разных, казалось бы, по своей семантике символов на куполе православного храма? Для ответа на этот вопрос следует принять во внимание, что не только полу ...
Теория сюрреализма
Итак, история— это история необходимого приобщения бунтарей к социальной революции, история неизбежного поражения вольнонаемных идеологов «тотального отрицания» в их схватке с Историей, история превращения лозунгов «абсолютной свободы» в ...
Кельтская мифология и формирование мировой культуры
Любое объективное исследование в области развития мировойкультуры является бессмысленным без затрагивания источников этогоразвития,более того,некоторые культурные достижения из далекогопрошлого так и остались не до конца понятыми и уж тем ...
Разделы