У меня есть рассказ с таким названием написанный еще в первой серии рассказов, в первой половине восьмидесятых, и посвящен он был этим понятиям. Они рассматривались как процессы, как явления в человеческой жизни на примере моих отношений с Марком. Был у меня в то время такой друг, и отношения с ним испортились и охладели довольно для меня неожиданно. Не сказать, чтобы в том не было изрядной доли моей вины. Так это очевидно по прошествии времени.
Но дело не в этом. Сейчас эти два понятия и два слова, их выражающие, я рассматриваю под другим углом зрения и вижу в этих понятиях, проступающие через слова смыслы, которые мне были не видны ранее, так как я главным образом использовал чувственный опыт для построения картины мира и образа его описания.
А как мне это понятно сейчас, на основании чувственного переживания нельзя построить правильный образ мира, и, следовательно, нельзя правильно описать этот мир, ведь в результате такого подхода искажается видение, а полученное отражение приобретает черты, не совпадающие в дальнейшем с тем, что попадает в поле твоего рассмотрения извне.
Нужно отметить при этом, что внутренние образы и картины, которые становятся потом образцами для сопоставления с ними приходящих в твое восприятие обликов мира, очень устойчивы. И, что самое главное, эти образы являются образами действий, а действия, основанные на неправильных образцах, приводят к неправильным плодам. Вот такая незадача получается.
Но вернусь к понятиям друга и врага. С ними связанные глаголы "дружить" и "враждовать" на слух не дают ощущения связности или близости понятий. Это вызвано тем, что глаголы в своих рядах не основные, а производные от существительных.
Основные же глаголы на первый взгляд не видны. Основные глаголы всегда проще и указывают на основные ощущения, на внутренние действия, которые потом могут обозначать и внешние движения мира, но обязательно приходящее внутрь через те или иные каналы ощущений, то есть органы чувств.
Чтобы понять коренные смыслы этих понятий, пошевелим и потрогаем ряды, связанные с этими корнями, то есть мы имеем такие пары как дружба-вражда, друг-враг, дружить-враждовать, друзья-враги. Дорожить, близкое по смыслу, не находит себе пары, но дает нам дополнительные сведения о значениях слова. Есть еще близкое понятие - другой, так же связанное по смыслу с дружбой.
Дальше вспоминаем старую разновидность звучания слова "враг" - "ворог". Подсунем сюда по созвучию слово по-рог, предполагая, что корень "рог" соотносится с каким-то глаголом, производящим все эти слова. Однако это может быть лишь разновидностью его исходного звучания, потому поищем еще, чтобы обнаружить исходную единицу ощущения, производящую с помощью приставок и окончаний весть куст понятий. Рядом стоит слово "разить", то есть врага нужно разить, а дружбой дорожить.
Похожие статьи:
Проблема периферии и центра в отечественном искусстве
Постиндустриализация на Западе, как уже было сказано выше, привела к тому, что отношения центра и периферии качественно изменились. В современном западном обществе художник может создавать произведения искусства в любой точке планеты, во ...
Чацкий С. Юрского и О. Меньшикова как инвариант культурного героя современности
Главной причиной смешения низкого и высокого, культурного и того, что вызрело на ущербе современной цивилизации (предельно асоциального) является, по меркам интеллигента-шестидесятника, исчезновение общественного измерения жизни, поддержи ...
Кельтская мифология и формирование мировой культуры
Любое объективное исследование в области развития мировойкультуры является бессмысленным без затрагивания источников этогоразвития,более того,некоторые культурные достижения из далекогопрошлого так и остались не до конца понятыми и уж тем ...
Разделы