. Существует традиционное представление о том, что русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и беатриче, Ромео и Джульетты . Возможно, в России действительно не было таких богатых традиций в развитии любовного романа, какие были в Западной Европе. Между тем русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. Впроизведениях таких писателей, как Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Лесков, Куприн, и многих других сложились черты Русского Эроса, русского отношения к вечной и возвышенной теме - любви.
Другое дело - художественная критика и философия. Очевиден тот факт, что русская философия любви XIX века чрезвычайно бедна: в огромной философской литературе мы не найдем сколько-нибудь значительных сочинений на эту тему. Более того, литературная критика с необычайной и труднообъяснимой резкостью ополчалась против малейшего элемента чувсвенности в романах и поэзии, объявляя такую литературу "непристойной", "циничной", "мерзкой" и "порнографической".
Пожалуй, единственным исключением была статья Н.Чернышевского "Русский человек на rendez-vous". В ней Чернышевский попытался вскрыть странную особенность русского характера, особенно ярко отразившуюся в романах Гончарова: русский мужчина там, где ему надо проявить решительность в отношении к любимой женщине, оказывается нерешительным, медлит, морализует, сомневается и готов бежать от женщины, которую любит, проявляя чисто женскую застенчивость и пассивность. Он готов пылко любить, но скорее в мечте, чем в реальности.
В своей статье Чернышевский затронул важную черту русского характера, которая отражается и в русском Эросе. Позднее эту тему развил Н.Бердяев, когда он писал о "вечно бабьем" в русском характере.
Но в целом русская культура в отношении к проблемам Эроса парадоксальна: она чрезвычайно богата в художественно-литературном освещении любви и исключительно бедна в философско-теоретическом осмыслении этого феномена.
Довольно трудно объяснить причины этого, по сути дела, негативного отношения к проблемам любви. В.Розанов определял это невнимание к вопросам Эроса и пола атеизмом. "Связь пола с Богом,- писал он в своей книге "Уединенное",- большая, чем связь ума с Богом, чем даже связь совести с Богом,- выступает из того факта, что все а-сексуалисты обнаруживали себя а-теистами. Те самые господа, как Бокль и Спенсер, как Писарев и Белинский, о поле сказавшие не больше слов, чем об Аргентинской Республике, очевидно не более о нем и думавшие, в то же время до того изумительно атеистичны, как бы до них и вокруг них не было никакой религии"*.
Можно по разному относится к этому выводу. Но очевидно, что в строгой этике русских революционеров-демократов оставалось мало места чувственной природе человека. Поэтому рассуждения о любви воспринимались как дань туманному романтизму, который, как известно, не был особенно популярен в русской эстетике.
Приходится поэтому удивляться, с какой вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX - начала XX века - в публицистику, художественную критику, эстетику, философию и теологию. О любви пишут философы и теологи - Вл.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Лосский, И.Ильин, Л.Карсавин и др., поэты и писатели - И.Бунин, А.Куприн, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый, Вл.Набоков, Н.Гумилев, В.Маяковский, В.Хлебников, С.Есенин, М.Цветаева, З.Гиппиус, А.Ахматова, критики - В.Розанов, В.Ходасевич, Ю.Мандельштам, Д.Мережковский, историки литературы и литературоведы - В.Жирмунский, Н.Арсеньев, А.Веселовский.
Похожие статьи:
Одежда для службы
Одежда для службы имеет следующие формы: юбки с блузками, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т.п. Как правило она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре.
Такая одежда должна обеспечивать ...
Искусство древнего мира
Искусство древних цивилизаций наследует черты первобытной культуры, открывая и новые формы художественного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная форма социального устройства. Эксплуата ...
Последние годы жизни
Результаты опричнины были трагичны для страны. Не считая непосредственных последствий, которые ощутили на себе миллионы русских людей.
70 - 80-е годы XVI века - время тяжелого экономического кризиса. Деревни и села центра страны и значи ...
Разделы