Экономический и политический кризис в стране в начале 1990-х повлиял на все сферы жизни общества. В провинции социальные противоречия этого периода были не менее болезненны. На страницах пермской прессы 1990-1997 годов социальная и политическая ситуация в городе и области описывается как очень неблагополучная. Особенно тревожным оказалось положение в сфере культуры. Самый низкий уровень заработной платы в стране и в городе отмечается в 1990-е именно у работников культуры и просвещения. Одна из наиболее острых проблем пермской культуры - отсутствие материальной базы. Так, в первой половине 90-х под вопросом оказалась возможность бесплатного пользования фондами библиотек города. Для пермских художников остро встал вопрос о льготной аренде мастерских. Многие учреждения культуры оказались вынуждены часть своих площадей сдавать в аренду коммерческим фирмам. В то же время вопрос о помещении для новых творческих коллективов, творческих и авторских мастерских решается очень медленно.
Наиболее остро в середине 90-х встает проблема безработицы. И не только в сфере культуры. По результатам опроса, проведенного в январе 1996 г. отделом социальных программ администрации города Перми, рост цен и угроза остаться без работы, увеличение преступности - такие проблемы более других беспокоят жителей Перми. Большая часть обозначенных трудностей существует и сегодня. Но к концу 90-х наметились некоторые изменения: стабилизируется политическая ситуация, принимаются административные программы поддержки и развития культуры Прикамья, учреждения культуры, творческие коллективы находят новые пути решения финансовых проблем, взаимодействуя с коммерческими организациями. Таковы условия, в которых развивалась пермская культура на протяжении 1990-х годов.
Пермская культура по-прежнему зависит от работы государственных структур, созданных при местных органах власти - при администрации Пермской области - Департамент искусства и культуры (руководитель О. П. Ильиных), при городской администрации - Комитет по культуре и искусству (председатель А. В. Родин).
Культура напрямую зависит от государственного попечительства и финансирования. Об этом мы будем говорить в следующей главе. Сейчас же стоит привести один единственный пример: он связан с разницей между центром и периферией. В Москве переход от государственных к частным формам владения галереями уже произошел. Московские деятели культуры более не надеются на государственную помощь и смогли наладить отношения с меценатами, либо превратить собственные галереи в бизнес. В Перми пока этого не случилось. Однако стоит отметить тот факт, что положительные изменения все-таки есть - пермские галереи "До-До" (1996) и "Марис" (2001) существуют практически без финансового участия государства. Это может означать, что уже через несколько лет Пермь сможет измениться и город получит достаточное количество частных галерей, собраний.
Похожие статьи:
В.А. Серов – выдающийся представитель передвижников
Выдающимся представителем передвижников является В.А. Серов, родившийся в 1865 году в Петербурге. С 9-ти летнего возраста он был учеником И.Е. Репина; совместно с ним совершил в 1880 году поездку в Запорожье, во время которой работал рядо ...
“Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного
В английском обществе XVII века широкое хождение имели литературные сочинения в жанре наставлений или нравоучительных советов. Зачастую они были адресованы женской аудитории. Подобная нормативная литература являлась не только развлекатель ...
Традиционное первобытное искусство
Оказавшись из-за особых исторических условий изолированными от магистральных путей развития европейской культуры и цивилизации, они задержались в своем развитии, иногда на стадиях, соответствующих очень древним эпохам. Как бы отдельными в ...
Разделы