Проблема периферии и центра в отечественном искусстве

Другая культура » Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990-х » Проблема периферии и центра в отечественном искусстве

Страница 1

Постиндустриализация на Западе, как уже было сказано выше, привела к тому, что отношения центра и периферии качественно изменились. В современном западном обществе художник может создавать произведения искусства в любой точке планеты, во многом благодаря развитию массовых коммуникаций и сети Интернет. Нет необходимости жить и работать в столице. Поэтому европейские столицы теряют роль культурных центров.

Иное положение сегодня в России. Развитие сети массовых коммуникаций в нашей стране еще не достигло западного уровня, поэтому говорить об изменении взаимоотношений периферии и центра пока рано. Но изменения в социальной сфере все же повлекли за собой некоторые преобразования. Если в советском государстве Москва была единственным центром сосредоточения искусств, интеллектуальной и художественной элиты, то сегодня ситуация меняется.

За последнее десятилетие Москва стала во многом другим городом, как это ни странно, дистанция между ней и провинцией стала еще больше, чем прежде. Если в конце 80-х Москву и провинцию, при всех различиях между ними, объединял общий, советский, культурный фон, то в 90-х Москва, используя все свои преимущества, ушла в далекий отрыв от провинциального пелетона. Сейчас провинция отстает от Москвы, скорей всего, даже на поколение. Это в большей степени связано со средоточением в столице большого числа коммуникаций, финансовых возможностей. В Москве более развито меценатство и финансовая поддержка культуры и искусства69. Данная тенденция проявляется в наличии большого числа ежегодных российских и международных выставок, проходящих в Москве, таких, как например, "Арт Москва".

"Нынешняя Москва некоторым образом уже не Россия - считает пермский исследователь, кандидат исторических наук, В. Раков, - это во многом интернациональный центр, живущий особой жизнью, в необычайно напряженном, по провинциальным критериям, режиме. Столичная культура в высокой степени дифференцирована и разнообразна. Она разбита на множество подсистем и секторов, каждый из которых существует достаточно автономно. И элитарная, и массовая культура пользуются в Москве надежным спросом". Достаточно пессимистическая характеристика современной ситуации в Перми. Но в этом есть доля истины. В Москве продолжает концентрироваться основная масса всех ресурсов и потенциала России. Однако на лицо появление тенденций к развитию региональных возможностей в искусстве уже вне зависимости от мнения Москвы. Столица продолжает быть дорогим городом, где сосредоточена основная денежная масса, что же касается периферии, это в большинстве своем города энтузиастов.

"Многочисленная и, опять же, разнообразная московская публика постоянно подпитывает инициаторов культуры вниманием и деньгами. Московская культура - это мир миров, где есть все, где толерантное сосуществование различного стало в 90-е годы жизненной необходимостью. В то же время Москва - не Париж и не Амстердам, это все еще, в конечном счете, российский мегаполис, сохраняющий на себе отпечаток русской эмоциональности и русского толчка". Казалось бы, с открытием границ и развитием международных отношений после распада СССР современные тенденции в искусстве Запада должны были бы проникнуть в Россию. Этого не случилось во всей стране. Предпосылки к появлению западных тенденций в искусстве возможно проследить начиная только со второй половины 1990-х годов, с появления в России частных галерей вобравших в себя западный опыт.

Таким образом, в первой главе дипломной работы мы рассмотрели основные тенденции в русском искусстве 1990-х годов в контексте мирового постмодернизма.

Переход к постиндустриальным отношениям в России не произошел в результате движения страны по собственному пути. Применительно к России, мы можем говорить лишь о тенденциях, некоторых изменениях в этом направлении, но никак не о сложившейся системе отношений. Однако информация и многовариантность культурного развития становятся доминантой отношений в России.

Постмодернизм - состояние культуры в постиндустриальном обществе. Он характеризуется отказом от мышления, основанного на бинарных оппозициях, заменой иерархических связей горизонтальными, отказом от линейности изображения, интертекстуальностью, ироническим переосмыслением предыдущего опыта культуры. В конце 90-х наиболее актуальными признаками постмодернизма становятся гипертекстуальность (как следствие отказа от линейности), актуализация игрового начала и постмодернистская ирония (как следствие отказа от бинарных оппозиций). Собственно постмодернистскими течениями в русском искусстве ряд исследователей считает постконцептуализм, соц-арт и неоакадемизм. Эти течения породили ряд новых направлений в современном искусстве, развитие которых напрямую связано с деятельностью новых галерей современного искусства. Галереи, возникшие в России в конце 1980-х годов, действуя по западной схеме, определяли, какие направления станут определять их политику. Одни демонстрировали исключительно концептуальное искусство, другие отдавали предпочтение декоративно-прикладному творчеству и массовому искусству. Таким образом, за последнее десятилетие в столице сложился современный арт-рынок, где представлены практически все направления творчества, отвечающие вкусам и потребностям разных зрителей.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Колокола как памятники и помянники
В России было принято дарить колокола в церковь. Такие вклады совершали не только члены царской семьи, богатые купцы, но даже зажиточные крестьяне. В разных архивах сохранилось немало сведений о таких актах благотворительности русского на ...

Тициан
В отличие от рано ушедшего из жиз­ни Джорджоне Тициан Вечеллио прожил почти столетие (1476 или 1477—1576). Он родился в местечке Пьеве ди Кодоре близ Альп, учился в Венеции у Джентиле и Джованни Беллини, в 1507 г. перешёл к Джор­джоне и с ...

Искусство Артсена
В эти годы творчество Артсена обнаруживает различные тенденции. Он исполняет чисто жанровые работы (самый очевидный, но и единственный пример — «Мать с ребенком»; Антверпен, Антиквариат), работы, монументализирующие отдельный образ кресть ...