История возникновения Товарищества передвижных художественных выставок, его устав и организация

Другая культура » Передвижничество » История возникновения Товарищества передвижных художественных выставок, его устав и организация

Страница 5

Но самое главное условие существования товарищества – это "совершенная независимость от всех других поощряющих искусство обществ".

Четыре этих организационных момента выразили суть идеи создания, выставочной деятельности и независимости Товарищества.

Характеризуя данный проект устава надо сказать, что это был первый официальный документ в истории товарищества. Он был прародителем действительного утвержденного устава передвижной организации.

Вот что пишет Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому в своем письме: "Хорошее дело, основанное на началах справедливости не должно компрометироваться, приноравливаться ко вкусам отдельных личностей. Успех выставки, несомненно будет находиться в зависимости от первого ее дебюта".

В своем ответе Крамской советует Мясоедову непременно подать проект устава на утверждение министру внутренних дел А.Е. Тимашеву: "Когда будете подавать устав, хорошо бы Вы известили за дня 4 или за 5. Потому что есть возможность достать письмо к Тимашеву…"

И вот по совету Г.Г. Мясоедова в сентябре 1870 года 15 художников подписывают прошение: "Его превосходительству, господину министру внутренних дел, генерал-лейтенанту, генерал-адъютанту Александру Егоровичу Тимашеву".

Кто же они, эти 15? Это профессор императорской Академии художеств Николай Ге, академик той же академии Иван Крамской. Классный художник Х-го класса Академии художеств Григорий Мясоедов, Академик Алексей Саврасов. Художник Академии художеств Лев Каменев. Классный художник той же Академии Илларион Прянишников. Академик Алексей Корзухин, Профессор К. Маковский, свободный художник Л. Маковский. Академик Валерий Якоби. Классный художник 1-й степени К. Лемох.

Каково же содержание данного прошения? "Предполагая основать Товарищество передвижных художественных выставок, с целью доставления жителям провинции возможности знакомиться с искусством и следить за его успехами, а так же для обеспечения художникам сбыта их произведений, имеем честь обратиться к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбой об утверждении прилагаемого при сем проекта устава означенного товарищества".

Надо отметить, что на утверждение был послан усовершенствованный вариант "мясоедовского" проекта устава. Второй проект был поделен на 26 параграфов. В целом он сохранил свое содержание, изменив только структуру своего построения. Единственной доработкой стал 3 параграф, гласивший, что: "товарищество избавляется от взимания торговых свидетельств".

Хотя при утверждении и согласовании данного устава господин А.Е. Тимашев настоятельно рекомендует "Господину начальнику С. Петербургской губернии Н.В. Левашеву…" за исключением §3 и "разрешить учреждение означенного Товарищества…"

Официальное утверждение организации передвижников зафиксировано в письме Н.В. Левашева обер-полицмейстеру С.П. Трепову датированное 7 ноября 1870 года, в котором распоряжается разрешить деятельность Товарищества.

Итак, прошел почти год со времени первого официального появления (23 ноября 1869 года) проекта устава, до его непосредственного утверждения.

В 1870 году художники демократического направления образовали Товарищество передвижных художественных выставок, которое вобрало в себя все лучшие творческие силы того времени и на протяжении всего времени было сосредоточием "передовых идей в искусстве".

Кто же они, первые передвижники, люди, стоявшие у истоков этого движения?

Вот список учредителей Товарищества:

- Профессор императорской Академии художеств Николай Ге.

- Академик Академии художеств Иван Крамской.

- Академик Василий Перов.

- Классный художник Х-го класса Академии художеств Григорий Мясоедов.

- Академик Алексей Саврасов.

- Художник Академии художеств Лев Каменев.

- Классный художник той же Академии Илларион Прянишников.

- Академик Иван Шишкин.

- Академик Михаил П. Клодт.

- Профессор, барон М.К. Клодт.

- Академик Алексей Корзухин.

- Профессор К. Маковский.

- Свободный художник Л. Маковский.

- Академик Валерий Якоби.

- Классный художник 1-й степени К. Лемох".

Эти люди сыграют в истории Товарищества очень важную роль. Демократический характер деятельности художников, вошедших в эту организацию был очевиден. Многие из них уже на рубеже 50-60-х годов стали представителями критического реализма.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие статьи:

Литературные кафе Санкт-Петербурга начала XX века
Много книг написано об увеселительных заведениях старого Петербурга. Данная работа ставит своей целью коротко раскрыть тему о создании кабаре “Бродячая собака” и “Привал комедиантов”, так как они являются не просто увеселительными завед ...

Искусство древнего мира
Искусство древних цивилизаций наследует черты пер­вобытной культуры, открывая и новые формы художест­венного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная фор­ма социального устройства. Эксплуата ...

Основание типологии культуры
Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера о ...