"Давид Сасунский": об эпосе

Другая культура » "Давид Сасунский": об эпосе

Страница 2

Этo тopжecтвo apмянcкoгo нapoдa нaд чyжeзeмными зaвoeвaтeлями, изгнaниe apaбcкиx cбopщикoв пoдaтeй, арабских наместников, арабских войска из Армении имело место тысячу лет назад. Это событие притянуло к себе древние мифы и древние сказания, с обстановкой этого события, с его вехами, с его именами переплелись древнейшие сказания.

Когда семьдесят пять лет тому назад впервые была произведена запись одного из вариантов великого армянского народного эпоса, ни сам собиратель, ни кто другой не могли предполагать, что записанный тогда сказ является незначительным отрывком величественной эпопеи, отражающей мировоззрение широких и глубоких слоев армянского народа и таящей в себе бесчисленные нити, которые связывают культуру армянского народа со многими другими народами, не только окружавшими армян в их исторической жизни, но и населяющими отдаленнейшие от Армении части мира.

Десятки и сотни поколений сказывали отдельные части этого эпоса. Древнейшие элементы возникли в незапамятные времена, когда еще не звучало даже слово "армянский", когда еще не звучали и другие, еще более древние названия слившихся в армянском народе племен, потому что не было еще и племен.

Десятки поколений армянских сказителей на протяжении долгих веков, целую тысячу лет, сказывали этот эпос и отдельные части в том виде, как они сложились и слились воедино в дни одного из самых больших торжеств в истории армянского народа - в дни, когда восторжествовала народная сила армян над иноземными захватчиками. В этот период, когда свергнуто было арабское господство над Арменией, новые жизненные силы армянского народа, почерпнутые в тяжелой, но победоносной борьбе, открыли возможность развития новых форм национальной культуры, новых форм общественной жизни.

В этой напряженной борьбе с иноземными захватчиками не было, конечно, недостатка в отдельных выдающихся деятелях, будь то князь типа славного в истории Армении Теодороса Рштуни, сплотившего силы для сопротивления арабам еще на первых этапах захвата ими Армении, будь то люди из народа, не оставившие нам своего имени. Эти люди являлись объединителями, организаторами тех добровольных отрядов, славное дело одного из которых так ярко описал в своей истории современник и очевидец, историк X века, Фома Арцруни, сам происходивший из царственного рода. Не было недостатка в таких людях, но судьба борьбы была решена народными массами, сплотившимися под гнетом изнурительным поборов и сбросившими чужеземное иго.

В памяти народной подвиги и характерные черты отдельных руководителей народного движения, из которых ни один в отдельности не решил и не мог решить задачи свержения иноземного ига, - слились в единые коллективные образы, отражающие как героизм отдельных личностей, так и героизм и устремления народных масс, сплотившихся вокруг местных вождей.

Так в благодарной памяти народа создаются легендарные образы героев, носящих в себе наиболее высокие черты, свойственные народным массам в целом. Слагаются они вокруг, быть может, маленького, но вполне конкретного ядра, вокруг одной крупицы из миллионной массы. Здесь в народной памяти, придающей иногда своему созданию полуисторический, правдивый по существу, но фантастический по форме и по деталям образ, происходит процесс, напоминающий тот процесс, который протекал за тысячи лет до нас и протекает в наши дни в тесном пространстве двухстворчатой раковины жемчужницы. Ведь и там невидимая глазу крупинка, постепенно накопляя на себе новые и новые слои, превращается в чудную жемчужину, переливающую всеми цветами радуги.

Такой крупинкой был и тот безымянный герой из горцев Хута, то есть из горцев Сасуна, который во время смелого нaбeгa живыx и пoдвижныx ropцeв нa пребывавших, кaк говopит Фoмa Apцpyни, в зимнeй cпячкe apaбов - пpeceк жизнь иx нaчaльникa Юcyфa, тoт caмый горец из Хyтa, c кoтopым впocлeдcтвии oб этoм нaбeгe беceдoвaл Фoмa Apцpyни. Этoт гopeц из Xyтa нe ocтaвил в "Kнигe Иcтopии" cвoeгo имeни, пoтoмy чтo вo вceм ocтaльнoм, кaк и в этoм пoдвигe, oн был лишь oдним из многиx и нe имeл никaкoгo титyлa, cлившиcь c кoтopым, eгo имя мoглo бы, в ycлoвияx фeoдaльнoй Apмeнии, yкpacить cтpaницы иcтopии.

Быть мoжeт, вoт этoт бeзымянный гopeц из Xyтa в Cacyнe или любoй дpyгoй из eгo oтpядa, oкyтaнный в нapoднoй пaмяти opeoлoм дoблecти, гepoичecкoй кpacoты, и пocлyжил ядpoм для чyдecнoй жeмчyжины apмянcкoгo эпoca, oбpaзa Дaвидa Cacyнцa.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Новые формы государственной поддержки
В административной политике в области культуры на сегодняшний день приоритетны направления "сохранения и развития театрального и концертного искусства Пермской области". Поэтому бюджетные средства в первую очередь распределяются ...

Кино как массовое искусство. Причины «массовости» кино с точки зрения психологии
Наиболее полно проблему массового сознания впервые исследовал Зигмунд Фрэйд, в своей книге «Массовая психология и анализ человеческого Я». В ней массовое противопоставляется индивидуальному, единичному. Масса это всегда некоторое количест ...

Искусство Нововавилонского царства
После падения Ассирии в 7 в. до н.э. под натиском всех ее объединившихся врагов восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество. Он вновь становится центром обширного государства. Он подчиняет себе Финикию и Палестин ...