Крест

Ппочитание креста в православной традиции начинается только с IV в. н. э. В христианском искусстве первых веков изображение креста отсутствует — это связано с тем, что в античности крест воспринимался как орудие пытки и воспроизводить его как символ казалось слишком жестоко. Изменение отношения к кресту связано с именем императора Константина Великого, которому, по преданию, перед решающей битвой с Максенцием в 312 г. На небе явилось знамение креста со словами "сим победиши". Константин Великий приказал изобразить знак креста на своих знаменах и действительно победил. Позднее, в 327 г. его мать, благочестивая царица Елена, предприняла паломничество в Иерусалим с целью отыскать подлинный Крест, на котором был распят Христос. Обретение сопровождалось чудесами, в частности, воскрешением мертвого. Обретенный крест был поставлен — "воздвигнут" — в центре Иерусалима, в честь чего Церковью был установлен праздник Воздвижения (празднуется 27 сентября по новому стилю). После этого крест стал символом победы в широком смысле — победы над смертью, знак духовного ограждения от воздействия злой силы. Крест сопровождает христианина всю его жизнь — от купели крещения до могилы. Наиболее характерная для Православия форма креста — восьмиконечная — с двумя горизонтальными перекладинами и одной наклонной. Однако признаются и другие формы.

Наша современная форма крестного знамения совершается следующим образом. Три пальца соединяются как знак единства Лиц Святой Троицы, два, символизирующие Божественное и человеческое естество Господа Иисуса Христа, объединенные в Воплощении — прижимаются к ладони. Крест кладется на лоб, на "вздох", где кончается грудная клетка, затем на правое и левое плечо. До реформы Патриарха Никона пальцы складывали не так. Три, первый, четвертый и пятый, объединялись, а второй и третий образовывали буквы I С — Иисус. Католики крестятся всей рукой и слева направо. Армяне, копты крестятся одним пальцем, символизирующим Единого Бога.

Крест является обязательным атрибутом православного храма. Он увенчивает купол, в самом храме знаком креста отмечена вся церковная утварь — чаша для причастия, сосуды для освящения воды, кисточка, которой совершается помазание и т.д. Многочисленные кресты украшают богослужебные облачения духовенства. Священника в храме всегда можно узнать по наперсному, нагрудному кресту. Православный обычай — после окончания службы обязательно приложиться к кресту, который специально для этого выносит священник или к Распятию. Распятие — это Крест с изображением распятого Христа.

Чтимые изображения креста нередки и в самих храмах. Например, в московском храме иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе находятся искусно вырезанное деревянное Распятие XVIII в. и крест, некогда стоявший в часовне у Крестовской заставы на месте, где московское духовенство в 1652 г. встречало мощи Святителя Филиппа, перенесенные из Соловецкого монастыря. В этом же храме есть крест-мощевик с мощами многих святых. В храме Преподобного Сергия в Крапивках хранится кипарисовый крест, сделанный по благословению Патриарха Никона в память его чудесного спасения от бури у берегов Кий-острова. Этот крест является копией Креста Господня.

"Поклонные" кресты часто устанавливаются на месте каких-либо знаменательных событий. В северо-западных районах России, где много природных валунов, оставшихся от ледникового периода, очень распространены кресты, высеченные из камня. Они встречаются почти повсеместно, некоторые из них почитаются особо.

Похожие статьи:

Названные факты совершенно видоизменили мировосприятие художников
Живопись 16 в. мы будем рассматривать по трем ее этапам. Начальный, захватывающий первые три десятилетия, связан со сложными процессами осознания нового положения человека в жизни, с более высокой ступенью сложения раннего капитализма и х ...

Римская культура
Древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его победоносный героический народ, ...

Андреас Шлютер
В 1713 году в Петербург прибыл знаменитый немецкий архитектор и скульптор, строитель берлинского дворца и цейхгауза, автор "масок умирающих воинов" и памятника великому курфюрсту – Андреас Шлютер (1664 -1714). Он пробыл здесь ли ...