Исследование образной характеристики Екатеринбурга

Другая культура » Исследование образной характеристики Екатеринбурга

Страница 1

На кафедре теории искусств Уральской государственной архитектурно-художественной академии проведено исследование образной характеристики центра Екатеринбурга и его отдельных районов.

Приобщение пользователей архитектуры к проектному процессу является сложной многоуровневой задачей. Современная методика архитектурного проектирования предполагает участие профессионалов и пользователей. Причем современный процесс проектирования отличается тем, что "богоподобный" проектировщик свергнут с пьедестала и выполняет роль представителя клиентов, роль учителя среди равных ему учеников. Профессиональные тайны проектировщика превращены в доступную информацию.

Проекты реконструкции центров исторических городов методически ничем не отличаются от других архитектурных проектов, поэтому метод "профессионал-пользователь" должен быть применен и к этим проектам. Самым испытанным методом приобщения пользователей к проектному процессу является опрос с последующим анализом опросных листов.

Анализ опросных листов выявил несколько положений, которые необходимо учитывать как при подготовке и составлении проектной документации, так и при выборе подходов, методов реконструкции. Результативность примененного метода трудно переоценить. Особенно интересным представляется выявленная разница восприятия города профессионалами-архитекторами и не профессионалами, жителями города, и его гостями. Интересные ответы получены на вопрос об ассоциациях, возникающих при слове "Свердловск" и при слове "Екатеринбург". Так, в первом случае называют гостиницу "Исеть", а во втором - "Исторический сквер". Негативную реакцию вызывает словосочетание "Городок чекистов". Никто не оценивает архитектуру этого городка, несмотря на то, что с точки зрения профессионалов это бесценное сооружение, по-праву вошедшее в историю архитектуры России. У всех опрашиваемых оно вызывает такие ассоциации: "кожаные куртки", "стрельба", "ночные аресты" и т.п. Мрачность воспоминаний о 37-м годе нашей советской истории не сгладилась до сих пор. Поэтому "принять" этот городок в центр Екатеринбурга для многих пока представляется большой проблемой. А вот самой приятной улицей, "улицей правильной" считают ул. Свердлова. Здесь мнение жителей и мнение профессионалов совпадает.

Большинство опрашиваемых очень плохо представляет связь отдельных районов (Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, Юго-западный и так далее ) с центром. Это свидетельствует о "провалах" в композиции города. Весьма важные данные содержатся в ответах на вопросы, связанные с общим статусом г. Екатеринбурга. Большинство считает, что это город-завод. "Столичность" Екатеринбург может приобрести в том случае, если из лексикона опрашиваемых уйдут такие слова, как "грязно", "холодно", "ужасный транспорт", "мусор", "репьи" и пр. Образцом столичного города абсолютное большинство опрашиваемых назвали Санкт-Петербург. А в Екатеринбурге отмечаются отсутствие красивых запоминающихся зданий, малое количество доминант-ориентиров, отсутствие достаточного для общего впечатления о городе количества благоустроенных улиц и площадей.

Весьма интересные данные получены о поселке Уралмашзавода. Здесь отмечается легкость ориентации, отличное качество исторической застройки, удачное решение пешеходной улицы, парков и памятников. Однако наиболее запоминающиеся здания не называются. Напротив, поселок Эльмаш, у всех опрашиваемых не вызывает положительных эмоций. Отмечается лишь площадь Дворца культуры как наиболее удачно решенное место.

Если центр Екатеринбурга в целом рассматривается положительно, то новые районы вызывают серьезную критику: трудность ориентации, отсутствие запоминающихся зданий, благоустройства, уютных мест отдыха и общая "бедность" видовых картин. Резкая дифференциация городских пространств на "исторические" и "неисторические" разрывает город на отдельные темы, не способствует созданию единого образа. Кроме того, многие отметили однообразие и бедность исторической части города.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

История России как новая священная история
В противовес западным христианским обществам Святая Русь навсегда осталась верна Церкви. Дух вселенского православия преобразил ее до того, что она стала не этническим, а духовным понятием. Гласу духа, а не воплям плоти и крови внимала Ру ...

Живопись Киевской Руси
Несмотря на достаточно большое количество книг по истории и культуре Киевской Руси, практически ни в одной нет ничего об исконно русской живописи, то есть живописи, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Киевской Руси. В неко ...

Система искусств в структуре мировых религий и проблема художественно-религиозной целостности
Всякая религия есть фантастическое, превратное отражение реальных человеческих отношений, отражение господствующих над человеком социальных и природных сил, приобретающих в религиозном сознании характер сверхъестественного. Но кроме этих ...