Восставший из небытия. Рассказ о Высоко-Петровском монастыре

Другая культура » Восставший из небытия. Рассказ о Высоко-Петровском монастыре

Страница 2

На радостях дед царевича Петра, Кирилл Полуэктович Нарышкин, подарил Высоко-Петровскому монастырю собственную усадьбу. И монастырская территория увеличилась почти вдвое!

Между рожденными от разных матерей Софьей и Петром разыгралась нешуточная борьба за престол. От исхода ее зависело, по какому пути направится Русь. Победил Петр. И русская птица-тройка, сломя голову, полетела, повинуясь жесткой руке царственного возничего, на Запад.

Николай Карамзин, оценивая великие дела императора Петра, писал, спустя чуть более столетия, в знаменитой многотомной истории Государства Российского: "Петр велик без сомнения… Но искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце… Деды наши, уже в царствование Михаила и сына его, присваивая себе многие выгоды иноземных обычаев, оставались в мыслях, что правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а Святая Русь — первое государство… Мы называли всех европейцев неверными, теперь называем братьями; спрашиваю: кому легче было покорить Россию — неверным или братьям? Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России…"

Последние годы XVII века стали особенно счастливыми для Высоко-Петровского монастыря. По Указу царя, деревянные постройки спешно разбирались, а вместо них строились добротные каменные здания и новые храмы. Один из них — храм в честь Боголюбской иконы Божьей Матери, что возвышается по левую руку от главного входа в монастырь.

Пять темных куполов на тонких лебяжьих шеях увенчивают храм с примыкающей к нему Трапезной. Именно храм в честь иконы Матери Божьей Боголюбской, возведенный в 1684–1686 годах, стал первым на Руси, построенным в стиле "нарышкинского" или "московского" барокко.

"Барокко" — слово португальское, означает в переводе на русский "жемчужина неправильной формы". Правда "московское" барокко не такое броское и вычурное, как, например, в странах Западной Европы. Но весьма символично, что уже в юные годы императора Петра I появляются на Руси храмы нового архитектурного стиля.

Боголюбский храм царевич Петр повелел заложить в честь подаренной ему в 1684 году иконы — точного списка с чудотворного образа. Пресвятая Богородица на ней изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левой указуя на небо. Именно такой увидел Богородицу неподалеку от города Владимира святой князь-мученик Андрей Боголюбский, построивший на месте явления иконы монастырь.

В Трапезной части храма в конце XVII — начале XVIII веков погребено 18 родственников царя Петра I из рода Нарышкиных, в том числе — его дед Кирилл Полуэктович и бабушка Анна Леонтьевна из рода Леонтьевых. В конце XVIII века возле юго-западных стен храма московские каменщики сложили усыпальницу, куда вскоре легли под тяжелые мраморные плиты три представителя из рода Нарышкиных. Однако все каменные надгробия и останки бояр Нарышкиных выбросили из храма и усыпальницы советские гробокопатели. Гробницы, оказывается, мешали им обновить под крышей собора мастерскую по ремонту моторов для тракторов и комбайнов!

Храм в честь Боголюбской иконы Матери Божьей стал последней церковью в монастыре, отобранной у верующих. Случилось это печальное событие в 1929 году.

В Петровском монастыре хочется прикоснуться щекою к древним храмовым стенам, погладить ладонями уцелевшие священные камни, послушать тяжелое неторопливое дыхание истории. А еще алчет душа взлететь, подняться по широкой лестнице, ведущей прихожан и гостей монастыря в величественный храм, увенчанный пятью зелеными куполами. Трижды перекрестим чело и войдем под своды церкви, названной в честь преподобного Сергия Радонежского.

В честь Радонежского чудотворца назван храм не случайно. Юный царевич Петр дважды спасался за неприступными стенами священной обители преподобного Сергия: в 1682 году — во время бунта стрелецкого бунта и спустя семь лет…

Летом 1689 года царевич примчался в Троицу на взмыленном коне. Лицо его перекосилось от ужаса, плечо вздрагивало от нервной дрожи. Московские стрельцы вновь задумали наказать выскочек-Нарышкиных, собрались ночью возле Кремлевских стен, ожидая от царевны Софьи только одобрительного слова, чтобы выступить в Преображенское село и учинить расправу. Но царевна Софья пожалела брата, не стала проливать царственную кровь. Поднявшись с колен после долгой молитвы, она прорекла стоявшему за ее спиной главе стрелецкого войска Шакловитому: "Боязно отважиться на это…" И стрельцам было велено расходиться.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Религиозный культ в славянском городе
Религиозные празднества жителей развивавшихся городов Древней Руси, купечества, воинских дружин, рыбаков, охотников имели некоторые особенности. Эти особенности определялись прежде всего характером экономической жизни этих слоев населения ...

Живописное искусство Германии
С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное направление и в условиях реакции многие художники становятся на прими­ренческие позиции.Лишь в тво ...

Основные элементы культуры
Культура включает в себя три вида элементов: 1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культ ...