Славяне. Происхождение, отличительные особенности мироощущения

Другая культура » Славяне. Происхождение, отличительные особенности мироощущения

Страница 2

Нравственное сознание славян, видимо, стояло на довольно высоком уровне. Достаточно сказать, что древнейший русский свод права — "Русская правда" — во второй своей редакции ("Правда Ярославичей" — 60 – 70-е гг. XI в.) полностью запрещает кровную месть. Это можно, с одной стороны, приписать влиянию христианства, но с другой это означает, что в обществе были существенные предпосылки для такого решения, поскольку древнее законодательство, как правило, не вводило новых законов, а закрепляло уже существовавшие.

Религия древних славян реконструируется с большим трудом. В данном случае одним из основных источником является фольклор: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, сказки, лирические песни. Они отражают "поэтические воззрения славян на природу". По всей видимости, религиозные представления славян к моменту принятия христианства находились на той стадии, когда вся природа представляется одушевленной, а отдельные духи и божества еще не вполне отделяются от нее. В частности, византийский автор X в., император Константин Багрянородный, в одном из своих сочинений сообщает интересные сведения о том, что славяне, совершая путь на юг через пороги Днепра, останавливались на острове, где рос могучий дуб, и приносили птиц в жертву этому дубу.

Имена славянских божеств, как правило, не дают никакого конкретного образа того или иного мифологического персонажа. Попытки реконструировать славянскую мифологию по аналогии с греческой, латинской, скандинавской или другой обусловлены, главным образом, представлением исследователей недавнего времени о том, что такая мифология непременно должна существовать в соответствии с законом эволюции.

Однако два признака славянской религиозности просматриваются с достаточной определенностью: культ природы и культ предков. Для первого характерно представление о взаимосвязи природных явлений, ощущение того, что мир — это единая система, законы которой нарушать нельзя. Почитание же умерших питало чувство единства рода, семьи, духовной связи, объединяющей живых и мертвых.

Некоторые сведения о религии славян дают древнерусские летописи и поучения церковных писателей. Из них наиболее важны "Речь философа", содержащаяся в "Повести временных лет", а также "Слово об идолех" — оригинальное произведение безымянного древнерусского книжника, являющееся распространением переведенного с греческого слова Святителя Григория Богослова, направленного против язычников. Из этих источников мы узнаем, что князь Владимир до принятия христианства предпринял реформу язычества, введя культ Перуна и с ним — некоего подобия пантеона богов.

По-видимому, этот культ не проник глубоко в народное сознание, поскольку противодействие христианству, которое обнаружили славяне, не шло ни в какое сравнение с длительным и ожесточенным сопротивлением ему у тех народов, которым были свойственны развитые системы язычества. С другой стороны, некоторые его элементы, связанные с любовным почитанием природы, сохранились у славян и после принятия христианства, сформировав особые народные традиции. Такие обычаи, как Масленица, обычай печь жаворонков из теста, украшение храмов березкой в Троицын день неукоснительно соблюдались в русской православной среде. Они не осуждались Церковью, хотя их дохристианские корни очевидны.

В материальной культуре некоторые отголоски дохристианских времен сохранились до наших дней. Архаичные мотивы веками воспроизводились в народной орнаментальной вышивке, украшении жилища, народном деревянном зодчестве. Наполняясь новым, христианским содержанием, древние орнаменты могли использоваться в украшении храмов.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Эра радио
В 1925 году Телерадиовещательная компания Токио (предшественник NHK) начала своё вещание. И в том же самом году 12 студентов, участвовавших в постановке, стали первыми сейю в Японии - именно так они себя назвали, но в газетных заметках то ...

Мазаччо
Годы учения Мазаччо, так же как первое время самостоятельной работы, падают на время искусства готизирующих мастеров. Сам Мазаччо отдал этой традиции неизбежную дань в своих ранних работах, например в «Распятии» (Неаполь, музей Каподимонт ...

Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры
Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей - 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастыр ...