Художественная агитлитература

Другая культура » Агитационная литература » Художественная агитлитература

Страница 2

Поэты-агитаторы несут свою боевую службу во время революции. Но они принимают также участие в ее под готовке. Их, как вестников, революция высылает вперед. Они должны эмоционально подготовить ее приход. Пока зрела экономическая база революции в России, русская художественная литература, по выражению Р. Люксембург, «подрывала психологические корни самодержавия». Недаром известный палач Плеве, пригласив к себе для «отеческого» предупреждения Михайловского, сказал: «литература умеет намеками, обходами и умалчиваниями делать свое дело, а дело это есть революция». Редко кто из передовых русских писателей, начиная от Радищева (см.), не подвергался репрессиям царского правительства за вольнодумство, крамолу, за революцию. Естественно, что и реакционные слои имели своих «писателей-агитаторов». В 60–70-х гг. напр. реакционеры выдвинули публициста-мракобеса Каткова и «охранительные» романы Крестовского, Клюшникова, Маркевича и Лескова.

Агитационные элементы, усиливаясь в годы обострения классовой борьбы, захлестывали творчество писателя целиком. Первым русским поэтом-агитатором был декабрист Рылеев(его агитационные произведения: «Наливайко», «Войнаровский» и др.). 40-е гг. выдвинули поэта из крепостных — Шевченко (автор книги «Кобзарь»), объявившего беспощадную войну своим поработителям. Его имя на Украине было символом свободы. В 60-х гг. пишет агитационные произведения Некрасов. 70-е гг. дали великого сатирика Щедрина, агитирующего против «произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия» своего времени. В 90-х гг. выступили первые поэты-агитаторы из рабочих: Шкулев, Нечаев, Савин. В 1901 появляется «Буревестник» Горького — призыв к революционной борьбе (за напечатание его журн. «Жизнь» был закрыт цензурой). В 1907, в годы реакции, выходит «Мать» Горького, в которой автор дал образ передового рабочего, преследуя цель революционного воздействия. С выходом в 1911 большевистской газ. «Правда» на столбцах ее появляются поэты-агитаторы, среди них Демьян Бедный, с популярностью которого в широких массах никто в русской литературе не может конкурировать. Особого расцвета достигает художественная А. Л. в Октябрьскую революцию. Писатели, как и все граждане, по закону классового притяжения, расположились с первых дней Октябрьской революции по своим полюсам. И каждый из них свои поэтические силы отдавал гражданской войне, образуя в рядах сражающихся войск свой особый отряд «поэтического рода оружия» [Троцкий Л. (см.), «Литература и революция», М., 1923]. В первые годы гражданской войны только и возможно было агитационное художественное творчество, поэтому оно тогда и достигло своего расцвета. Первое место среди агитаторов-поэтов у нас занимает Демьян Бедный. Он был всегда там, где была опасность, вдохновлял бойцов Красной армии на «трудные и славные подвиги». Призывный клич его раздавался и в тылу, во время «недель» (транспорта, дезертирства и т. д.) и других кампаний, проводившихся коммунистической партией и советской властью. Агитацию художественным словом, кроме Демьяна Бедного, вели еще пролетарские писатели: Безыменский (который о себе говорил: «Прежде всего я — член партии, а стихотворец потом»), Жаров (см.), Филиппченко и др. Поэтами-агитаторами были футуристы: Маяковский, Третьяков, Асеев и др.

Наряду с агитационными произведениями признанных поэтов появилось много стихотворений, пьес, которые ставились в казармах, в рабочих клубах, на деревенской сцене, поэтов не-профессионалов. Содержание этих произведений, так наз. «агиток», — отклики на гражданскую войну, борьба с кулаком и т. д. Они отражали революционный энтузиазм и часто блистали народным юмором. Агитками в эти годы являются и частушки — вид уличной поэзии, который, по наблюдениям исследователей художественного фольклора, в первые годы Октябрьской революции весьма оживился.

От агиток — примитивных агитационных художественных произведений — следует отличать суррогат агитки приспособившихся к революции ремесленников от литературы, спекулировавших на сильно возросшей у широких масс потребности в искусстве.

К агитационным художественным произведениям следующих за гражданской войной лет можно причислить наиболее крупные произведения писателей, целиком и полностью отдавших себя революции: «Мятеж» и «Чапаев» Фурманова, «Железный поток» Серафимовича (см.), «Неделя» Либединского, «Шторм» Биль-Белоцерковского, а также «Цемент» Гладкова. Все они, повествуя о героических днях гражданской войны и строительства, заражают поэзией подвига, революционного действия и агитируют за победу революции.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Ломоносов и основание Академии художеств
Роль Академии наук в развитии русской художественной школы во второй четверти XVIII в. до сих пор недостаточно ясна и потому оценивается по-разному. Все еще не изучен процесс формирования художественно-образовательного центра в системе Ак ...

Старообрядческие подделки в иконописи: проблема идентификации
Проблема выявления старообрядческих подделок чрезвычайно остро стоит в современной музейной и экспертной практике. Впервые с ней в массовом порядке столкнулись при реставрации «строгановских» икон в Русском музее в начале 1980-х гг. Иссле ...

Новые формы государственной поддержки
В административной политике в области культуры на сегодняшний день приоритетны направления "сохранения и развития театрального и концертного искусства Пермской области". Поэтому бюджетные средства в первую очередь распределяются ...