Поздние работы

С начала 1490-х гг. стиль Боттичелли заметно изменился: картины стали меньшего масштаба; живописец, подчеркивая жесты и выражения персонажей, концентрировал внимание на их страстном порыве к действию. Это таинственное отступление от идеализирования натурализма 1480-х, возможно, следовало из увлечения Боттичелли идеями пламенного реформистского проповедника Джироламо Савонаролы в 1490-х. В 1494 г. правление Медичи пало, и было установлено республиканское правительство под господством Савонаролы. Савонарола был аскетическим идеалистом, который напал на коррупцию церкви и пророчил ее будущее обновление. Он увлекался трудами Фомы Аквинского и средневековых комментаторов Аристотеля. Савонарола настаивал на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем завел школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. Поощрял занятия науками, в особенности богословием, философией и этикой; в целях лучшего понимания Священного Писания и пропаганды христианства среди язычников учредил преподавание древнегреческого, древнееврейского и некоторых восточных языков. Авторитет Савонаролы возрастал не только среди простонародья, но и среди образованных кругов флорентийского общества, в числе его почитателей были известные гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, художник Фра Бартоломео, юный Микеланджело и многие другие. Сандро Боттичелли также был преданным последователем Савонаролы, даже после того, как монах был казнен в 1498. Духовные напряженные отношения этих лет отражены в двух религиозных картинах, апокалиптическом «Мистическом Распятии на кресте» (1497) и «Мистическом Рождестве» (1501), которые выражают собственную веру Боттичелли в обновление церкви. «Трагедия Лукреции» (1499) и «История Римской Девы» (1499), кажется, осуждают тиранию Медичи и празднуют республиканство.

Боттичелли сделал некоторые наброски, чтобы иллюстрировать первое печатное издание 1481 г. Божественной Комедии Данте и работал периодически в течение следующих лет над незаконченным большим набором рисунков, которые соответствовали каждому стиху.

В настоящее время сохранилось приблизительно 50 картин мастера. Великолепное собрание Галереи Uffizi (Италия) включает многие из его шедевров.

Феномен Ренессанса был вызван рядом факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее характерные для большинства стран Западной Европы. В этот период достаточно отчетливо формировались новые (буржуазные или рыночные) отношения, которые требовали разрушения сдерживающей их развитие системы средневековой регламентации хозяйственной жизни. Новые формы хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную единицу. Этот процесс сопровождался соответствующими переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые находились в эпицентре изменений.

Следует учитывать и весьма важный фактор достаточного уровня культурного развития средневекового общества, оказавшегося в целом способным воспринимать новые идеи, культуру и искусство Возрождения.

Культура итальянского Возрождения дала миру целую плеяду блестящих деятелей, неизмеримо обогативших сокровищницу мировой культуры.

Похожие статьи:

Проблема оценки явлений культуры
Вторая глава открыла нам великие достоинства светской музыки, а 3 глава охладила восторги. Как же оценивать ее? И для чего? В жизни мы разграничиваем отношение к человеку и греху, паразитирующем на нем: грех ненавидь, а человека люби. Та ...

Русское искусство и век просвещения
Известно, что век Просвещения был временем глубоких перемене экономической и социальной жизни всей Европы. Мануфактуры заменяются крупными фабриками с применением машин. С эмансипацией угнетаемых классов все больше внимания уделяется обще ...

Восставший из небытия. Рассказ о Высоко-Петровском монастыре
Все в этом мире когда-нибудь закончится. Даже солнце потемнеет однажды, и звезды с небес упадут. Признаки последних времен волнуют человечество, но не делают его мудрее. По-прежнему, только с еще большим ожесточением в разных частях света ...