Поздние работы

С начала 1490-х гг. стиль Боттичелли заметно изменился: картины стали меньшего масштаба; живописец, подчеркивая жесты и выражения персонажей, концентрировал внимание на их страстном порыве к действию. Это таинственное отступление от идеализирования натурализма 1480-х, возможно, следовало из увлечения Боттичелли идеями пламенного реформистского проповедника Джироламо Савонаролы в 1490-х. В 1494 г. правление Медичи пало, и было установлено республиканское правительство под господством Савонаролы. Савонарола был аскетическим идеалистом, который напал на коррупцию церкви и пророчил ее будущее обновление. Он увлекался трудами Фомы Аквинского и средневековых комментаторов Аристотеля. Савонарола настаивал на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем завел школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. Поощрял занятия науками, в особенности богословием, философией и этикой; в целях лучшего понимания Священного Писания и пропаганды христианства среди язычников учредил преподавание древнегреческого, древнееврейского и некоторых восточных языков. Авторитет Савонаролы возрастал не только среди простонародья, но и среди образованных кругов флорентийского общества, в числе его почитателей были известные гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, художник Фра Бартоломео, юный Микеланджело и многие другие. Сандро Боттичелли также был преданным последователем Савонаролы, даже после того, как монах был казнен в 1498. Духовные напряженные отношения этих лет отражены в двух религиозных картинах, апокалиптическом «Мистическом Распятии на кресте» (1497) и «Мистическом Рождестве» (1501), которые выражают собственную веру Боттичелли в обновление церкви. «Трагедия Лукреции» (1499) и «История Римской Девы» (1499), кажется, осуждают тиранию Медичи и празднуют республиканство.

Боттичелли сделал некоторые наброски, чтобы иллюстрировать первое печатное издание 1481 г. Божественной Комедии Данте и работал периодически в течение следующих лет над незаконченным большим набором рисунков, которые соответствовали каждому стиху.

В настоящее время сохранилось приблизительно 50 картин мастера. Великолепное собрание Галереи Uffizi (Италия) включает многие из его шедевров.

Феномен Ренессанса был вызван рядом факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее характерные для большинства стран Западной Европы. В этот период достаточно отчетливо формировались новые (буржуазные или рыночные) отношения, которые требовали разрушения сдерживающей их развитие системы средневековой регламентации хозяйственной жизни. Новые формы хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную единицу. Этот процесс сопровождался соответствующими переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые находились в эпицентре изменений.

Следует учитывать и весьма важный фактор достаточного уровня культурного развития средневекового общества, оказавшегося в целом способным воспринимать новые идеи, культуру и искусство Возрождения.

Культура итальянского Возрождения дала миру целую плеяду блестящих деятелей, неизмеримо обогативших сокровищницу мировой культуры.

Похожие статьи:

Образ Лафонтена на страницах русской печати XVIII - начала XIX веков и особенности его восприятия в России
В отличие от произведений некоторых других французских писателей Нового времени, современников Лафонтена (Ж.-Б. Мольера, Н. Буало, Б. де Фонтенеля, Т. Корнеля, П. Тальмана), известных в России уже в первой трети XVIII в., лафонтеновские с ...

Изобразительное искусство Поздней империи
Античность погибала. Мистические восточные культы, сложные теологические учения, распространявшиеся как в провинциях, так и в самом Риме, также нашли отражение в искусстве. Но главное изменение приносила новая религия - христианство, возн ...

Классическая Механика
В истории механики за работами Галилея (который также имел предшественников внакоплении эмпирических фактов и обобщений и в разработке теоретических предпосылок механики) последователи многочисленные работы целой плеяды выдающихсяучёных. ...