Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности “Илиады” и “Одиссеи” Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда — аристократическая община — уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии — Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства — ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.
Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и метеллургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные мельницы.
К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система образования — общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, ка живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.
Похожие статьи:
Ямщицкие колокольчики
Ямщицкие колокольчики появляются в России во второй половине 18 века. Являясь сигнальным атрибутом почтовой службы, они быстро получили распространение на главных почтовых дорогах России, в первую очередь, на Московско-Петербургском тракт ...
Самба
Год создания: 1956
История самбы - это история слияния африканских танцев, которые пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки. В 16 веке португа ...
Николай Гаврилович Чернышевский
Вот уж кого можно было бы посчитать разрушителем духовного единства русской классики – это Чернышевский с романом "Что делать?" (1863). Словно Базаров, он воззрился на русскую жизнь, не желая оставить здесь ничего из традиционно ...
Разделы