Русская иконопись конца XV-XVI вв

Другая культура » Русское зодчество XV в » Русская иконопись конца XV-XVI вв

Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублёва. Главное его произведение икона "Троица" породила множество подражаний. В XVI в. славилась иконопись мастера Дионисия. Монастыри заботились об украшении стен храмов живописными фресками. Сложилось несколько школ церковной живописи (новгородская, вологодская, строгановская, московская). О том, как писать иконы спорили на стоглавом соборе. В практику иконописания всё чаще внедряется реалистический фон (окружающая природа, здания, животные и т. п.).

Андрей Рублёв - русский живописец. Рублёв был монахом Андроникова монастыря (Москва), где умер и похоронен; ранее, по-видимому, был связан с Троице-Сергиевым монастырём. В 1405 (согласно летописи) участвовал с Феофаном Греком и Прохором с Городца в создании росписей и икон Благовещенского собора Московского Кремля; вместе с Даниилом Чёрным расписывал (в 1408 г.) Успенский собор, во Владимире и участвовал в выполнении икон этого собора, а также росписей и икон Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря, в котором, в частности, находилось знаменитая икона "Троица", наиболее совершенное произведение Рублёва; в конце жизни расписывал собор Андроникова монастыря. Рублёву приписывают также участие в создании росписей и икон соборов в Звенигороде и миниатюр Евангелия Хитрово. В своих произведениях, создававшихся в период национального подъёма, связанного с борьбой против государства, Рублёв гениально воплотил в рамках средневековой иконографии новое, возвышено-одухотворённое понимание красоты и духовной силы человека. Его росписи и иконы, принадлежащие к вершинам мирового искусства, характеризуются большой человечностью образов, тонкой гармонией композиции и красочной гаммы, в которой преобладают светлые тона, плавными певучими линиями.

Дионисий - русский живописец. Историки сообщают о работах (росписи, иконы) Дионисия: в Пафнутьевом-Боровском монастыре (между 1467 - 1477 гг., совместно с художником Митрофаном), в Успенском соборе Московского Кремля (1481 г., с художниками Тимофеем, Ярцем и Коней), в Иосифовом Волоколамском монастыре (1484-1486гг., с сыновьями Владимиром и Феодосием, старцем Паисием и другие). Сохранилась замечательная работа Дионисия (вместе с сыновьями) - роспись собора Ферапонтова монастыря (1500-1502 гг.). В Третьяковской галереи находятся иконы Дионисия - "Одигитрия" (1482 г.) и две иконы из Павлова-Однорского монастыря (1500 г.). Произведения Дионисия исполнены торжественные ясности и оптимизма. Для них характерны плавные линии рисунка, гармоничность композиции, светлые прозрачные краски, изящные фигуры вытянутых пропорций.

Похожие статьи:

Эглиз де Сен-Сюльпис. Церковь Святого Сюльпиция
На участке между Люксембургским садом и бульваром Сен-Жермен в Париже высится асимметричное здание церкви Сен-Сюльпис. Строительство ее в дошедшем до нас виде было начато в середине 17 века и продолжалось в течение почти 134 лет. Основная ...

«Баллада о солдате». Григорий Чухрай. Алеша Скворцов
В пути и творчестве Григория Наумовича Чухрая (1921–2001) тенденции времени нашли, пожалуй, наиболее целостное и полное воплощение. Типичная биография для его поколения: она начинается в армии. Чухрай был призван в 1939-м прямо с экзамен ...

Зарождение и формирование кинематографии в Европе
Первые кинофильмы состояли из одного плана, редко превышавшего одну минуту по продолжительности. Это действительно были "движущиеся фотографии". Вот как пишет об этих первых фильмах критик Хрисанф Херсонский: "Первые киносъ ...