Русская иконопись конца XV-XVI вв

Другая культура » Русское зодчество XV в » Русская иконопись конца XV-XVI вв

Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублёва. Главное его произведение икона "Троица" породила множество подражаний. В XVI в. славилась иконопись мастера Дионисия. Монастыри заботились об украшении стен храмов живописными фресками. Сложилось несколько школ церковной живописи (новгородская, вологодская, строгановская, московская). О том, как писать иконы спорили на стоглавом соборе. В практику иконописания всё чаще внедряется реалистический фон (окружающая природа, здания, животные и т. п.).

Андрей Рублёв - русский живописец. Рублёв был монахом Андроникова монастыря (Москва), где умер и похоронен; ранее, по-видимому, был связан с Троице-Сергиевым монастырём. В 1405 (согласно летописи) участвовал с Феофаном Греком и Прохором с Городца в создании росписей и икон Благовещенского собора Московского Кремля; вместе с Даниилом Чёрным расписывал (в 1408 г.) Успенский собор, во Владимире и участвовал в выполнении икон этого собора, а также росписей и икон Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря, в котором, в частности, находилось знаменитая икона "Троица", наиболее совершенное произведение Рублёва; в конце жизни расписывал собор Андроникова монастыря. Рублёву приписывают также участие в создании росписей и икон соборов в Звенигороде и миниатюр Евангелия Хитрово. В своих произведениях, создававшихся в период национального подъёма, связанного с борьбой против государства, Рублёв гениально воплотил в рамках средневековой иконографии новое, возвышено-одухотворённое понимание красоты и духовной силы человека. Его росписи и иконы, принадлежащие к вершинам мирового искусства, характеризуются большой человечностью образов, тонкой гармонией композиции и красочной гаммы, в которой преобладают светлые тона, плавными певучими линиями.

Дионисий - русский живописец. Историки сообщают о работах (росписи, иконы) Дионисия: в Пафнутьевом-Боровском монастыре (между 1467 - 1477 гг., совместно с художником Митрофаном), в Успенском соборе Московского Кремля (1481 г., с художниками Тимофеем, Ярцем и Коней), в Иосифовом Волоколамском монастыре (1484-1486гг., с сыновьями Владимиром и Феодосием, старцем Паисием и другие). Сохранилась замечательная работа Дионисия (вместе с сыновьями) - роспись собора Ферапонтова монастыря (1500-1502 гг.). В Третьяковской галереи находятся иконы Дионисия - "Одигитрия" (1482 г.) и две иконы из Павлова-Однорского монастыря (1500 г.). Произведения Дионисия исполнены торжественные ясности и оптимизма. Для них характерны плавные линии рисунка, гармоничность композиции, светлые прозрачные краски, изящные фигуры вытянутых пропорций.

Похожие статьи:

Немецкий экспрессионизм. Творчество П.Пазолини
Пьер Паоло Пазолини (1922-1975) Место рождения: Bologna, Италия Пришёл в кино в 1954 г. как сценарист, иногда выступал как актёр. Ему было около 40 , когда он стал режиссёром. Был автором литературоведческих и филологических работ, рецен ...

Эгейское искусство
В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до ...

Сквозь "Дым". Русский взгляд на Баден-Баден
Немецкий Баден-Баден происхождением и именем чрезвычайно напоминает английский Бат. Это и неудивительно: оба города возникли как результат взаимодействия римлян и германцев - народов, которым Западная Европа в большей степени обязана свои ...