Летопись жизни и творчества Павла Николаевича Филонова

Другая культура » Искусство Павла Филонова » Летопись жизни и творчества Павла Николаевича Филонова

Страница 1

8 (21) января 1883

Родился в Москве в бедной, рабочей, многодетной семье.

1894–1896

Учился в городской приходской школе. Окончил с отличием.

1897

Переехал в Петербург. Жил у старшей сестры Александры, вышедшей замуж за Александра Андреевича Гуэ (1855–1919).

1897–1902

Учился в малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. Работал „по малярно-живописному делу“.

1898

Посещал вечерние рисовальные классы школы Общества поощрения художеств.

1901

Окончил малярно-живописную мастерскую, получив диплом маляра-уборщика.

1903

Сделал первую, но неудачную попытку поступить в Академию художеств. Осенью был принят в класс натурного рисунка Общества поощрения художеств.

1903–1908

Учился в частной мастерской академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского.

1907

Посетил паломником Афон (Греция), Палестину, Новый Афон.

1908–1910

Был вольнослушателем в Академии художеств (у Г.Р. Залемана, В.Е.Савинского, Г.Г. Мясоедова, Я.Ф. Ционглинского).

16 февраля 1910

Утверждено петербургское общество художников „Союз молодежи“. Филонов был среди его членов-учредителей. Впервые экспонировал свои произведения на выставке Союза молодежи в Петербурге.

10 декабря 1910– январь 1911

Состоялась выставка „Бубновый валет“, организованная М. Ларионовым (Москва).

Декабрь 1910

На „Международной художественной выставке“ в салоне В. Издебского (Одесса) впервые в России демонстрировались абстрактные работы В. Кандинского.

1911

Участвовал во второй выставке Союза молодежи.

1912

Участвовал в выставке Союза молодежи.

Участвовал в выставке „Ослиный хвост“ (Москва).

1912–1913

Путешествовал по Италии и Франции, посетив Рим и многие другие итальянские города, Лион, Париж.

Участвовал в выставке Союза молодежи.

2 и 4 декабря 1913

Состоялись спектакли, организованные Союзом молодежи — „Трагедия Владимир Маяковский“. Декорации Филонова и Школьника. Н. Бурлюк выступил с докладом „П.Н.Филонов — завершитель психологического интимизма“ (Петербург, Троицкий театр).

10 ноября 1913–10 января 1914

Участвовал в последней выставке Союза молодежи (Петербург).

Январь 1914

Вышел из печати сборник „Рыкающий Парнас“ с иллюстрациями Филонова, запрещенный цензурой.

Март 1915

Вышла из печати книга Филонова „Пропевень о проросли мировой“ (Петербург).

1916–осень 1918

Был мобилизован и направлен на Румынский фронт. После Февральской революции был избран солдатами председателем Военно-революционного комитета Балтийской дивизии.

1918

Возвратился в Петроград и передал товарищу Н.И. Подвойскому знамена трех полков Балтийской дивизии. Поселился в доме сестры Екатерины Николаевны на Старопетергофском пр., 44, вернулся к занятиям живописью.

Апрель 1918

Участвовал в „Выставке московских футуристов“, Тифлис.

Май–июнь 1918

Участвовал в „Первой государственной свободной выставке“ в Зимнем дворце. Показал картины под общим названием „Ввод в мировый расцвет“.

3 апреля 1921

Открылся живописный отдел петроградского Музея художественной культуры. В экспозиции были работы Филонова.

Участвовал в Третьей периодической выставке „Общины художников“, Петроград.

1922

Участвовал в выставке „Объединение новых течений в искусстве“ в Музее художественной культуры, Петроград.

Участвовал в выставке живописи и скульптуры в Саду Народного дома, Петроград.

Участвовал на „Еrste russische Kunstausstellung“, Берлин, галерея Ван Димен.

Участвовал в Пятой выставке „Общины художников“, Петроград.

22 мая 1923

Опубликовал в журнале „Жизнь искусства“ (№№ 20) «Декларацию „Мирового расцвета“». В этом же номере журнала были помещены манифесты К. Малевича, М. Матюшина и П. Мансурова.

9 июня 1923

Выступил на музейной конференции (Петроград) с докладом, в котором „от группы левых художников“ предложил преобразовать Музей художественной культуры в „Институт исследования культуры современного искусства“.

Октябрь–декабрь 1923

Руководил отделом общей идеологии петроградского Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), написал исследовательскую программу: «Основа преподавания изобразительного искусства по принципу чистого анализа, как высшая школа творчества. Система „Мировой расцвет“».

Участвовал в „Выставке картин петроградских художников всех направлений“, Петроград, Академия художеств.

1925

Участвовал в VI выставке Общины художников.

Июнь–октябрь 1925

Вел занятия с учениками в помещении Академии художеств.

Осень 1925

В Академии художеств состоялась трехдневная выставка работ группы Филонова.

17 апреля 1927

Состоялась „Выставка мастеров аналитического искусства. Школа Филонова“ в ленинградском Доме печати.

Апрель 1927

В Доме печати состоялась постановка „Ревизора“ Н. В. Гоголя. Режиссер И. Терентьев, декорации и эскизы костюмов работы учеников Филонова.

1 ноября 1927

Работы Филонова включены в экспозицию новейших течений Русского музея, организованную Н. Пуниным.

Осень 1929 — декабрь 1930

В залах Русского музея была развернута персональная выставка Филонова, открытие которой не состоялось.

30 декабря 1929

Состоялся под председательством С. К. Исакова общественный просмотр закрытой выставки Филонова. Большинство участников-рабочих высказались за открытие выставки.

26 декабря 1930

Состоялся общественный просмотр закрытой выставки Филонова в Русском музее, на котором большинство участников высказались за ее открытие.

1930 — до 1938

Редкие заработки по искусству от заказов, оформленных при помощи Н.Н. Глебова, мужа Евдокии Николаевны, сестры Филонова, на П. Э. Серебрякова, сына его жены: карта Северного полушария для Музея антирелигиозной пропаганды в Исаакиевском соборе, портреты правительства и плакаты к коммунистическим праздникам.

1931

ИЗОГИЗ выпускает 25000 тиражом цветную репродукцию с картины Филонова «Женская ударная бригада на заводе „Красная заря“ в Ленинграде».

30 ноября 1931

Издательство „Асаdemiа“ предложило Филонову иллюстрировать карело-финский эпос „Калевала“: он отказался в пользу своих учеников.

16 июня 1932–февраль 1933

Участвовал в выставке „Художники РСФСР за XV лет“ (Ленинград, Русский музей). Филонову был предоставлен отдельный зал, в котором он показал 85 работ.

В июне 1933 года та же выставка открылась в Москве (ГИМ).

25 сентября 1934

В день рождения опального Шостаковича начал писать картину, названную потом „Первая симфония Шостаковича“ (1935, ГТГ).

10 и 19 ноября 1934

Выступление на собрании в Доме художников с докладом “Я буду говорить“, где изложил свою концепцию образования и реформы АХ.

1938

Арестованы Н.Н. Глебов, муж сестры Филонова Е.Н. Глебовой, П.Э. и А.Э. Серебряковы, сыновья жены Филонова. Пишет картину, на которой изображает рядом с осужденными пасынками И.В. Сталина (не сохранилась).

3 декабря 1941

Умер в блокадном Ленинграде от истощения. По ходатайству его учеников и с помощью Союза художников был похоронен в отдельной могиле на Серафимовском кладбище слева от входа в храм Св. Серафима Саровского (ныне ГРМ установлены стела с именем художника на его могиле и памятная доска на фасаде дома, где он жил и умер).

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Литература
Первое тысячелетие существования литературы на Руси сохранялось в летописях. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и ли ...

Художественная агитлитература
Необходимо указать, что агитационным является любое художественное произведение. Писатель-поэт всегда стремится вызвать в читателе такое отношение к изображаемым им явлениям, какое у него самого, и те чувства, какие испытывает сам; он стр ...

Истины буддизма
7-Того, кто живет в созерцании удовольствий, необузданного в своих чувствах, неумеренного в еде, ленивого, нерешительного, — именно того сокрушает Мара, как вихрь – бессильное дерево. 8-Того, кто живет без созерцания удовольствий, сдержа ...