Летопись жизни и творчества Павла Николаевича Филонова

Другая культура » Искусство Павла Филонова » Летопись жизни и творчества Павла Николаевича Филонова

Страница 1

8 (21) января 1883

Родился в Москве в бедной, рабочей, многодетной семье.

1894–1896

Учился в городской приходской школе. Окончил с отличием.

1897

Переехал в Петербург. Жил у старшей сестры Александры, вышедшей замуж за Александра Андреевича Гуэ (1855–1919).

1897–1902

Учился в малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. Работал „по малярно-живописному делу“.

1898

Посещал вечерние рисовальные классы школы Общества поощрения художеств.

1901

Окончил малярно-живописную мастерскую, получив диплом маляра-уборщика.

1903

Сделал первую, но неудачную попытку поступить в Академию художеств. Осенью был принят в класс натурного рисунка Общества поощрения художеств.

1903–1908

Учился в частной мастерской академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского.

1907

Посетил паломником Афон (Греция), Палестину, Новый Афон.

1908–1910

Был вольнослушателем в Академии художеств (у Г.Р. Залемана, В.Е.Савинского, Г.Г. Мясоедова, Я.Ф. Ционглинского).

16 февраля 1910

Утверждено петербургское общество художников „Союз молодежи“. Филонов был среди его членов-учредителей. Впервые экспонировал свои произведения на выставке Союза молодежи в Петербурге.

10 декабря 1910– январь 1911

Состоялась выставка „Бубновый валет“, организованная М. Ларионовым (Москва).

Декабрь 1910

На „Международной художественной выставке“ в салоне В. Издебского (Одесса) впервые в России демонстрировались абстрактные работы В. Кандинского.

1911

Участвовал во второй выставке Союза молодежи.

1912

Участвовал в выставке Союза молодежи.

Участвовал в выставке „Ослиный хвост“ (Москва).

1912–1913

Путешествовал по Италии и Франции, посетив Рим и многие другие итальянские города, Лион, Париж.

Участвовал в выставке Союза молодежи.

2 и 4 декабря 1913

Состоялись спектакли, организованные Союзом молодежи — „Трагедия Владимир Маяковский“. Декорации Филонова и Школьника. Н. Бурлюк выступил с докладом „П.Н.Филонов — завершитель психологического интимизма“ (Петербург, Троицкий театр).

10 ноября 1913–10 января 1914

Участвовал в последней выставке Союза молодежи (Петербург).

Январь 1914

Вышел из печати сборник „Рыкающий Парнас“ с иллюстрациями Филонова, запрещенный цензурой.

Март 1915

Вышла из печати книга Филонова „Пропевень о проросли мировой“ (Петербург).

1916–осень 1918

Был мобилизован и направлен на Румынский фронт. После Февральской революции был избран солдатами председателем Военно-революционного комитета Балтийской дивизии.

1918

Возвратился в Петроград и передал товарищу Н.И. Подвойскому знамена трех полков Балтийской дивизии. Поселился в доме сестры Екатерины Николаевны на Старопетергофском пр., 44, вернулся к занятиям живописью.

Апрель 1918

Участвовал в „Выставке московских футуристов“, Тифлис.

Май–июнь 1918

Участвовал в „Первой государственной свободной выставке“ в Зимнем дворце. Показал картины под общим названием „Ввод в мировый расцвет“.

3 апреля 1921

Открылся живописный отдел петроградского Музея художественной культуры. В экспозиции были работы Филонова.

Участвовал в Третьей периодической выставке „Общины художников“, Петроград.

1922

Участвовал в выставке „Объединение новых течений в искусстве“ в Музее художественной культуры, Петроград.

Участвовал в выставке живописи и скульптуры в Саду Народного дома, Петроград.

Участвовал на „Еrste russische Kunstausstellung“, Берлин, галерея Ван Димен.

Участвовал в Пятой выставке „Общины художников“, Петроград.

22 мая 1923

Опубликовал в журнале „Жизнь искусства“ (№№ 20) «Декларацию „Мирового расцвета“». В этом же номере журнала были помещены манифесты К. Малевича, М. Матюшина и П. Мансурова.

9 июня 1923

Выступил на музейной конференции (Петроград) с докладом, в котором „от группы левых художников“ предложил преобразовать Музей художественной культуры в „Институт исследования культуры современного искусства“.

Октябрь–декабрь 1923

Руководил отделом общей идеологии петроградского Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), написал исследовательскую программу: «Основа преподавания изобразительного искусства по принципу чистого анализа, как высшая школа творчества. Система „Мировой расцвет“».

Участвовал в „Выставке картин петроградских художников всех направлений“, Петроград, Академия художеств.

1925

Участвовал в VI выставке Общины художников.

Июнь–октябрь 1925

Вел занятия с учениками в помещении Академии художеств.

Осень 1925

В Академии художеств состоялась трехдневная выставка работ группы Филонова.

17 апреля 1927

Состоялась „Выставка мастеров аналитического искусства. Школа Филонова“ в ленинградском Доме печати.

Апрель 1927

В Доме печати состоялась постановка „Ревизора“ Н. В. Гоголя. Режиссер И. Терентьев, декорации и эскизы костюмов работы учеников Филонова.

1 ноября 1927

Работы Филонова включены в экспозицию новейших течений Русского музея, организованную Н. Пуниным.

Осень 1929 — декабрь 1930

В залах Русского музея была развернута персональная выставка Филонова, открытие которой не состоялось.

30 декабря 1929

Состоялся под председательством С. К. Исакова общественный просмотр закрытой выставки Филонова. Большинство участников-рабочих высказались за открытие выставки.

26 декабря 1930

Состоялся общественный просмотр закрытой выставки Филонова в Русском музее, на котором большинство участников высказались за ее открытие.

1930 — до 1938

Редкие заработки по искусству от заказов, оформленных при помощи Н.Н. Глебова, мужа Евдокии Николаевны, сестры Филонова, на П. Э. Серебрякова, сына его жены: карта Северного полушария для Музея антирелигиозной пропаганды в Исаакиевском соборе, портреты правительства и плакаты к коммунистическим праздникам.

1931

ИЗОГИЗ выпускает 25000 тиражом цветную репродукцию с картины Филонова «Женская ударная бригада на заводе „Красная заря“ в Ленинграде».

30 ноября 1931

Издательство „Асаdemiа“ предложило Филонову иллюстрировать карело-финский эпос „Калевала“: он отказался в пользу своих учеников.

16 июня 1932–февраль 1933

Участвовал в выставке „Художники РСФСР за XV лет“ (Ленинград, Русский музей). Филонову был предоставлен отдельный зал, в котором он показал 85 работ.

В июне 1933 года та же выставка открылась в Москве (ГИМ).

25 сентября 1934

В день рождения опального Шостаковича начал писать картину, названную потом „Первая симфония Шостаковича“ (1935, ГТГ).

10 и 19 ноября 1934

Выступление на собрании в Доме художников с докладом “Я буду говорить“, где изложил свою концепцию образования и реформы АХ.

1938

Арестованы Н.Н. Глебов, муж сестры Филонова Е.Н. Глебовой, П.Э. и А.Э. Серебряковы, сыновья жены Филонова. Пишет картину, на которой изображает рядом с осужденными пасынками И.В. Сталина (не сохранилась).

3 декабря 1941

Умер в блокадном Ленинграде от истощения. По ходатайству его учеников и с помощью Союза художников был похоронен в отдельной могиле на Серафимовском кладбище слева от входа в храм Св. Серафима Саровского (ныне ГРМ установлены стела с именем художника на его могиле и памятная доска на фасаде дома, где он жил и умер).

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Паоло Веронезе
Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрожде­ния наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы уче­ния в родном городе ...

Образ политического лидера в русском фольклоре
Комплекс русских народных сказок, пословиц и поговорок представляет бесценный материал для изучения отечественной политической культуры.В нем отражены архаические представления русского народа об идеальном политическом лидере, его чертах, ...

Алексей Кондратьевич Саврасов
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспосо ...