8 (21) января 1883 |
Родился в Москве в бедной, рабочей, многодетной семье. |
1894–1896 |
Учился в городской приходской школе. Окончил с отличием. |
1897 |
Переехал в Петербург. Жил у старшей сестры Александры, вышедшей замуж за Александра Андреевича Гуэ (1855–1919). |
1897–1902 |
Учился в малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. Работал „по малярно-живописному делу“. |
1898 |
Посещал вечерние рисовальные классы школы Общества поощрения художеств. |
1901 |
Окончил малярно-живописную мастерскую, получив диплом маляра-уборщика. |
1903 |
Сделал первую, но неудачную попытку поступить в Академию художеств. Осенью был принят в класс натурного рисунка Общества поощрения художеств. |
1903–1908 |
Учился в частной мастерской академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского. |
1907 |
Посетил паломником Афон (Греция), Палестину, Новый Афон. |
1908–1910 |
Был вольнослушателем в Академии художеств (у Г.Р. Залемана, В.Е.Савинского, Г.Г. Мясоедова, Я.Ф. Ционглинского). |
16 февраля 1910 |
Утверждено петербургское общество художников „Союз молодежи“. Филонов был среди его членов-учредителей. Впервые экспонировал свои произведения на выставке Союза молодежи в Петербурге. |
10 декабря 1910– январь 1911 |
Состоялась выставка „Бубновый валет“, организованная М. Ларионовым (Москва). |
Декабрь 1910 |
На „Международной художественной выставке“ в салоне В. Издебского (Одесса) впервые в России демонстрировались абстрактные работы В. Кандинского. |
1911 |
Участвовал во второй выставке Союза молодежи. |
1912 |
Участвовал в выставке Союза молодежи. Участвовал в выставке „Ослиный хвост“ (Москва). |
1912–1913 |
Путешествовал по Италии и Франции, посетив Рим и многие другие итальянские города, Лион, Париж. Участвовал в выставке Союза молодежи. |
2 и 4 декабря 1913 |
Состоялись спектакли, организованные Союзом молодежи — „Трагедия Владимир Маяковский“. Декорации Филонова и Школьника. Н. Бурлюк выступил с докладом „П.Н.Филонов — завершитель психологического интимизма“ (Петербург, Троицкий театр). |
10 ноября 1913–10 января 1914 |
Участвовал в последней выставке Союза молодежи (Петербург). |
Январь 1914 |
Вышел из печати сборник „Рыкающий Парнас“ с иллюстрациями Филонова, запрещенный цензурой. |
Март 1915 |
Вышла из печати книга Филонова „Пропевень о проросли мировой“ (Петербург). |
1916–осень 1918 |
Был мобилизован и направлен на Румынский фронт. После Февральской революции был избран солдатами председателем Военно-революционного комитета Балтийской дивизии. |
1918 |
Возвратился в Петроград и передал товарищу Н.И. Подвойскому знамена трех полков Балтийской дивизии. Поселился в доме сестры Екатерины Николаевны на Старопетергофском пр., 44, вернулся к занятиям живописью. |
Апрель 1918 |
Участвовал в „Выставке московских футуристов“, Тифлис. |
Май–июнь 1918 |
Участвовал в „Первой государственной свободной выставке“ в Зимнем дворце. Показал картины под общим названием „Ввод в мировый расцвет“. |
3 апреля 1921 |
Открылся живописный отдел петроградского Музея художественной культуры. В экспозиции были работы Филонова. Участвовал в Третьей периодической выставке „Общины художников“, Петроград. |
1922 |
Участвовал в выставке „Объединение новых течений в искусстве“ в Музее художественной культуры, Петроград. Участвовал в выставке живописи и скульптуры в Саду Народного дома, Петроград. Участвовал на „Еrste russische Kunstausstellung“, Берлин, галерея Ван Димен. Участвовал в Пятой выставке „Общины художников“, Петроград. |
22 мая 1923 |
Опубликовал в журнале „Жизнь искусства“ (№№ 20) «Декларацию „Мирового расцвета“». В этом же номере журнала были помещены манифесты К. Малевича, М. Матюшина и П. Мансурова. |
9 июня 1923 |
Выступил на музейной конференции (Петроград) с докладом, в котором „от группы левых художников“ предложил преобразовать Музей художественной культуры в „Институт исследования культуры современного искусства“. |
Октябрь–декабрь 1923 |
Руководил отделом общей идеологии петроградского Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), написал исследовательскую программу: «Основа преподавания изобразительного искусства по принципу чистого анализа, как высшая школа творчества. Система „Мировой расцвет“». Участвовал в „Выставке картин петроградских художников всех направлений“, Петроград, Академия художеств. |
1925 |
Участвовал в VI выставке Общины художников. |
Июнь–октябрь 1925 |
Вел занятия с учениками в помещении Академии художеств. |
Осень 1925 |
В Академии художеств состоялась трехдневная выставка работ группы Филонова. |
17 апреля 1927 |
Состоялась „Выставка мастеров аналитического искусства. Школа Филонова“ в ленинградском Доме печати. |
Апрель 1927 |
В Доме печати состоялась постановка „Ревизора“ Н. В. Гоголя. Режиссер И. Терентьев, декорации и эскизы костюмов работы учеников Филонова. |
1 ноября 1927 |
Работы Филонова включены в экспозицию новейших течений Русского музея, организованную Н. Пуниным. |
Осень 1929 — декабрь 1930 |
В залах Русского музея была развернута персональная выставка Филонова, открытие которой не состоялось. |
30 декабря 1929 |
Состоялся под председательством С. К. Исакова общественный просмотр закрытой выставки Филонова. Большинство участников-рабочих высказались за открытие выставки. |
26 декабря 1930 |
Состоялся общественный просмотр закрытой выставки Филонова в Русском музее, на котором большинство участников высказались за ее открытие. |
1930 — до 1938 |
Редкие заработки по искусству от заказов, оформленных при помощи Н.Н. Глебова, мужа Евдокии Николаевны, сестры Филонова, на П. Э. Серебрякова, сына его жены: карта Северного полушария для Музея антирелигиозной пропаганды в Исаакиевском соборе, портреты правительства и плакаты к коммунистическим праздникам. |
1931 |
ИЗОГИЗ выпускает 25000 тиражом цветную репродукцию с картины Филонова «Женская ударная бригада на заводе „Красная заря“ в Ленинграде». |
30 ноября 1931 |
Издательство „Асаdemiа“ предложило Филонову иллюстрировать карело-финский эпос „Калевала“: он отказался в пользу своих учеников. |
16 июня 1932–февраль 1933 |
Участвовал в выставке „Художники РСФСР за XV лет“ (Ленинград, Русский музей). Филонову был предоставлен отдельный зал, в котором он показал 85 работ. В июне 1933 года та же выставка открылась в Москве (ГИМ). |
25 сентября 1934 |
В день рождения опального Шостаковича начал писать картину, названную потом „Первая симфония Шостаковича“ (1935, ГТГ). |
10 и 19 ноября 1934 |
Выступление на собрании в Доме художников с докладом “Я буду говорить“, где изложил свою концепцию образования и реформы АХ. |
1938 |
Арестованы Н.Н. Глебов, муж сестры Филонова Е.Н. Глебовой, П.Э. и А.Э. Серебряковы, сыновья жены Филонова. Пишет картину, на которой изображает рядом с осужденными пасынками И.В. Сталина (не сохранилась). |
3 декабря 1941 |
Умер в блокадном Ленинграде от истощения. По ходатайству его учеников и с помощью Союза художников был похоронен в отдельной могиле на Серафимовском кладбище слева от входа в храм Св. Серафима Саровского (ныне ГРМ установлены стела с именем художника на его могиле и памятная доска на фасаде дома, где он жил и умер). |
Похожие статьи:
Паоло Веронезе
Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрождения наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы учения в родном городе ...
Образ политического лидера в русском фольклоре
Комплекс русских народных сказок, пословиц и поговорок представляет бесценный материал для изучения отечественной политической культуры.В нем отражены архаические представления русского народа об идеальном политическом лидере, его чертах, ...
Алексей Кондратьевич Саврасов
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспосо ...
Разделы