Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Н.П. Ламановой – подлинному художнику по костюму. Ламановское трактование костюма не только вызывает интерес к чисто внешней стороне жизни общества, но заставляет вглядываться в бытовые, психологические и национальные особенности русского народа. Н.П. Ламанова впервые в мировой практике создания костюма обратилась к народному (национальному) костюму. Она тщательно изучала особенности русской народной одежды, отыскивала в них простоту и целесообразность, которые могут быть использованы в современном костюме. Она утверждала, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, например, её привлекали элементарность кроя, экономный расход ткани, дешевизна готовых изделий.
Как в теоретической программе, так и в практической деятельности Н.П. Ламанова была за функциональность и целесообразность костюма. Однако в её работе всегда преобладало образно-эмоциональное начало, носителями его были цвет и орнамент.
Используя народные принципы орнаментации одежды, художники располагали вышивку в определённых продиктованных конструкцией местах: в области груди, плеч, внизу рукавов, понизу платья. Чаще всего она брала подлинные старинные орнаменты (в виде полосы или каймы, частей салфеток, концов полотенец), а иногда самостоятельно разрабатывала орнамент. Ритм декоративного оформления соответствовал общему силуэту и характеру покроя.
В платье рубашечного покроя узкие полотнища крестьянских полотенец, используемые целиком, композиционно образовывали своеобразный передник. Простое платье из прямоугольников черной и суровой редины, пересеченных по вертикале и горизонтали кружевной прошивкой, у пояса и проймы отделанное полосками полотна, было иллюстрацией контраста различных форм, создаваемого образной орнаментацией. Оригинальные ансамбли Ламановой Н.П. и Мухиной В.И., отличавшиеся безупречным вкусом и высоким творческим мастерством, получили на всемирной выставке в Париже в 1925 году Гран-при за национальную самобытность в сочетании с модным направлением.
Похожие статьи:
Изобразительное искусство во второй половине 19 – начале 20 веков
Прекрасных успехов достигло белорусское изобразительное искусство.
На территории Беларуси после закрытия Виленского университета не было высшего учебного заведения. Первым шагом на пути организации профессиональной подготовки художнико ...
Архитектура Троицкого собора
Исследования, а затем полная реставрация памятника (1966) показали, что он представляет собой образец того нового типа храма, который был выработан на московской земле в годы высокого подъема национального искусства, последовавшего за зна ...
Литературное наследие
При разработке паломнических и духовно-просветительных туристических маршрутов литературное наследие Руси может быть использовано двояким образом. Во-первых, можно привлекать произведения русской литературы – как древней, так и нового вре ...

Разделы