Религия после Амарны

Значительно усилив реалистиче­ское светское направление в ис­кусстве и литературе, реформа Эхнатона в то же время вызвала негативную реакцию со стороны традиционной сакральной культу­ры одним из наиболее стойких приверженцев, которой являлось фиванское жречество, В религии Амона Фиванского, ставшей целым этапом в истории развития культу­ры страны, ярко сказалась могучая сила египетской традиции, ибо фиванская теология впитала в себя идеи жреческих школ, возникших еще на заре египетской цивилиза­ции.

Под влиянием идей имперского единовластия В религии Амона осо­бенно проявились черты солярного монотеизма. В некоторых текстах. носящих явный отпечаток Амарны, Амон, подобно Атону. величается даже «единственно-единым со мно­жеством рук» (Атон представлялся в виде солнечного диска с лучами-руками). Органично впитав в себя наследие древних жреческих школ и Амарны, фиванская теология тем не менее явилась новым шагом в развитии египетской религиозно-философской мысли. В гимнах пос-леамарнского периода Амон все бо­лее воспевается как бог единый, предвечный, сущность которого не­ведома и непостижима и проявле­ние которого—все боги. В то же время Амон все чаше предстает в гимнах как бог. милосердный к убогому и угнетенному. И в этом нельзя не видеть воздействие изме­нившейся социально-политической ситуации, когда на смену внешней несокрушимости империи пришли годы испытаний. Постепенная ут­рата завоеванных территорий, ра­стущие внутренние противоречия, усиление коррупции заставляли об­щество вновь обращаться к всемо­гущим богам, и прежде всего к Амону, недавнему воинственному владыке мира. теперь же всеблагому судье, «приходящему на зов того, кто пребывает в утеснении».

Как мы уже могли убедиться, искусство Амарны не было стилистиче­ски однородным. Несмотря на крат­ковременность этого периода, длив­шегося всего семнадцать лет, насле­дие его не исчерпывалось ни в культуре ближайших преемников Эхнатона, ни в последующие века. Что касается бога Атона, то культ его существовал уже в Среднем и даже в Древнем царстве. Но в эпоху Амар­ны Эхнатон воцарил солнце как еди­ное божество, уподобив храм «дому солнца». Воспевание царствующего бога и поклонение ему нашли отра­жение в гимне, сочинение которого приписывают самому фараону. Ре­форма, произведенная Эхнатоном, не смогла все же прочно удержать свои позиции в общественной и госу­дарственной жизни страны. Это объ­яснялось во многом тем, что ее со­циальная сторона не встретила ши­рокой поддержки в кругу средних слоев населения. Стремясь прибли­зить к себе людей незнатного проис­хождения, Эхнатон не обеспечил этому сословию необходимой жиз­ненной базы - экономической и иде­ологической, в то время как фиванское жречество и господствующий класс рабовладельческого общест­ва, несмотря на временное пораже­ние, имели за собой прочные эконо­мические позиции и глубокие идео­логические корни. Вследствие этого при преемниках Эхнатона наступает процесс реставрации культа Амона. В области культуры амарнские тра­диции проявили исключительную стойкость.

Похожие статьи:

Происхождение богов
Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предла ...

Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это искусств ...

Изобразительное искусство Средней империи
III век - период кровавых гражданских войн в истории Рима. Рабовладельческий способ производства (а с ним и рабовладельческое мировоззрение) исчерпывает себя, идет бурное расслоение в рабовладельческом классе, появляются свободные арендат ...