«Мастерская скульптора Тутмеса». Портреты царицы Нефертити

Другая культура » Новационные тенденции в искусстве Древнего Египта » «Мастерская скульптора Тутмеса». Портреты царицы Нефертити

Подлинные шедевры создавались в портретной круглой скульптуре. В ма­стерской Тутмеса, главного придвор­ного ваятеля, при раскопках были об­наружены и головки дочерей Эхнатона, каждая со своим индивидуальным складом лица, и портреты самого Эхнатона, к сожалению, плохо сохранив­шиеся, разбитые. Все эти головы должны были служить моделями для портретов, помещаемых в гробницах. Модели делались на основании масок, снятых с живых людей. Мастер испол­нял с масок последовательную серию отливок, каждый раз перерабатывая, обобщая, устраняя ненужные подроб­ности. Отливки масок тоже найдены в мастерской, в том числе маска Эхна-тона. Без помощи масок египетские художники не могли бы достигать большого портретного сходства, тре­буемого загробным ритуалом: ведь с натуры они не работали. Но в процессе претворения маски в портрет безжиз­ненный слепок становился высоким произведением искусства. Здесь преж­де всего нужно назвать всемирно изве­стный портрет царицы Нефертити. Вернее, три ее портрета (есть и другие, но эти три — лучшие).

Первый, оставшийся незакончен­ным бюст из песчаника, изображает царицу совсем молодой. Только юному возрасту соответствует такая нежная лепка лица с тающими перетеканиями объемов. Это девическое лицо чуть-чуть улыбается — как бы сквозь том­ную весеннюю дремоту.

Второй портрет — самый извест­ный — Нефертити в полном расцвете своей красоты, «владычица радости», как ее титуловали, властительная ца­рица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Та же длинная стройная шея, те же гармонические черты лица, но теперь более определившиеся и стро­гие. Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрач­ки на египетских скульптурных порт­ретах обычно инкрустировались але­бастром, хрусталем и черным деревом. У Нефертити инкрустирован только правый глаз. Исследователи предпола­гают, что так было сделано умышлен­но, потому что Нефертити в то время была жива, а разверзание очей явля­лось сакральным действием: оно ожив­ляло душу уже умершего человека. «Глядящий» бюст мог отнять часть души у живого оригинала.

Археолог Боркхардт, нашедший цветной бюст Нефертити, записал в дневнике раскопок: «Описывать бес­цельно — смотреть!» Портрет пре­красной египетской царицы занял ме­сто в ряду поэтичнейших женских образов, созданных мировым искус­ством; ныне он так же знаменит, как Афродита Милосская и Джоконда.

Третий скульптурный портрет Не­фертити, оставшийся, как и первый, незавершенным, являет облик царицы, ставшей значительно старше: здесь ей, вероятно, более тридцати лет. Некото­рые считали, что это портрет какой-то другой женщины,— но даже на репро­дукциях видно: все тот же знакомый профиль, миндалевидные глаза, разлет высоких бровей, и та же характерная постановка головы — вытянутая впе­ред шея и приподнятое лицо. Но теперь, став ещё более одухотворённым, облик Нефертити выдаёт следы физического увядания: черты жёстче, сильнее обозначились скулы, чуть опустились углы рта. Тень печали лежит на всё ещё прекрасном её лице.

Через бездну трёх с половиной тысячелетий доходит к нам и безмолвно говорит с нами образ этой женщины на разных этапах её жизни.

Похожие статьи:

Египетская скульптура
Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце 1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в ...

Изображение певцов и песнопений в древнерусском искусстве
Псалмы, стихиры, гимны находили отражение в иконографических сюжетах, как бы обрисовывались в иконописи. Иногда на иконах изображался процесс пения, певцы, святые в виде певцов и даже простой народ в позах моления и пения. В западной икон ...

Литературная политика
Как одно из звеньев государственно-политических и общественно-воспитательных мероприятий П. л. приобретает организационно-юридический характер в виде существующих в государствах положений о правах и обязанностях авторов, редакций, издател ...