Изменение в иконографии. Скульптура. Росписи. Рельефы

Другая культура » Новационные тенденции в искусстве Древнего Египта » Изменение в иконографии. Скульптура. Росписи. Рельефы

С от­казом от идеализации образа царя существенно меняется его иконогра­фия. Изображения фараонов ранее уподоблялись образам древних бо­гов, а сами цари почитались как зем­ное воплощение божества. В Амарнскую эпоху, начиная с четвертого го­да правления Аменхотепа IV наблю­дается стремление порвать с тради­циями прошлого. Но в силу извест­ной инерции традиций канонические типы статуй продолжали использо­ваться, хотя сущность образов пере­осмысливается. Относящиеся к фиванскому периоду колоссы Аменхо­тепа IV представляют собой новый вид иконографии фараона, сочета­ющийся с традиционным типом ста­туи-колосса. В этих памятниках вы­явлены не только индивидуальные портретные черты, но и характерные особенности строения тела. Найден­ные здесь изобразительные приемы передачи внешнего облика фараона в дальнейшем получают закрепление и развитие.

Отказ от идеализации образа фарао­на пылился в открытую форму про­теста против прежнего официально­го искусства. Требование правдопо­добия в передаче внешнего облика фараона отвечало стремлениям все­го философски-религиозного на­правления эпохи Амарны. Не слу­чайно, что в текстах того времени ча­сто встречается слово «маат» - «истина», и в обращении к Атону де­лается упор на «истинность бога». Индивидуальные черты фараона пре­ломляются сквозь призму известно­го художественного обобщения. Ма­стера, отбирая самое характерное и выразительное во внешнем облике Аменхотепа IV, вырабатывают на этой основе иконографические при­емы изображения фараона, подчер­кивая всякий раз удлиненный овал лица, своеобразную посадку головы на длинной шее, округлые бедра, вы­ступающий живот и тонкие руки и ноги. Скульптор изменяет обычное соотношение отдельных деталей ли­ца, утяжеляя нижнюю часть. Узкий разрез глаз, поставленных наискось к переносице, сочетается с тяжелы­ми, полуопущенными веками, прида­ющими взгляду выражение некото­рой меланхоличности. Для атрибу­ции амарнских портретов, и, в част­ности портретов фараона Эхнатона, важно отметить диагональное напра­вление линии, от подбородка к шее, подчеркивающей характерный овал его лица. Все эти изобразительные приемы закреплялись на специаль­ных образцах - скульптурных моделях.

Приблизительно шестым годом правления Эхнатона мож­но датировать головку царицы Тии, матери фараона. Характерное для эпохи Амарны требование передачи индивидуального облика модели здесь проявляется в негроидном типе лица. Декоративно трактован мате­риал - темно-коричневое эбеновое дерево с блестящей, отполированной поверхностью сочетается со стекло­видной пастой, которой инкрустиро­ваны глаза и брови, и тонкими золо­тыми пластинами на парике. Вероятно, к концу царствования Эхнатона относится изображение перед жертвенником Сменхкара - мужа старшей дочери фараона и сопра­вителя его последних лет, не пере­жившего своего тестя. Этот памятник иконографически близок поздним портретам Эхнатона. Рельеф Берлинского музея, изображающий. Сменхкара и его жену Меритатон в саду, несет в себе характерные особенности стиля амарнского искус­ства - свободную постановку фигур, переданных в непосредственном общении друге другом, в живой непринужденности поз. Сохранился фрагмент дворцовой росписи Ахетатона с изображением двух принцесс, во внешнем облике и позах которых явно прослеживается почерк амарнских мастеров. Живописный стиль отличается тональ­ным единством, мягким сочетанием цветов, столь же характерным и для декоративных росписей полов дворцовых помещений Ахетатона с их орнаментальными мотивами. Полихромная манера росписи с ее локаль­ными цветами уступает в эпоху Амарны приемам колористической живописи, основанной на градации цветовых оттенков, на гармонии и гамме цветов, а не на их контрастном сопоставлении.

Существенные изменения произо­шли и в сюжетах рельефных компо­зиций. Стелы, установленные на ал­тарях в гробницах приближенных фараона, изображают царскую семью в домашней обстановке: ли­рическое настроение пронизывает всю сцену, персонажи переданы в живом общении друг с другом. Фигу­ры пластичны, нет традиционных фронтально ориентированных поз. В искусстве Амарны наряду с преу­величенным подчеркиванием инди­видуальных характеристик намеча­ется и обратный процесс - тяготение к лирической трактовке образов. Это направление свойственно целой школе мастеров, условно называ­емой «мастерской скульптора Тутмоса».

Похожие статьи:

Крест и полумесяц в христианской и языческой интерпретации
Так как же трактовать сочетание креста и полумесяца? и как объяснить сочетание столь разных, казалось бы, по своей семантике символов на куполе православного храма? Для ответа на этот вопрос следует принять во внимание, что не только полу ...

Гриффит. Его значение в истории мирового кино
Группа «Свободное кино» и ее роль в английской кинематографии. Первый художественный, черно-белый фильм писателя, снятый накануне его сорокалетия в стиле классического неореализма, но со своим уже почерком, посвящен изучению дна Вечного ...

Египет
Египет — одно из древнейших государств мира, а его искусство — один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества. Историю Древнего Египта делят на следующие периоды: 1. Додинастический (4 тыс. до н. э.) 2. Древнее царство (3 ...