Искусство XVII века

Человек и искусство » Искусство XVII века

Вслед за примерно трехсотлетним периодом эпохи Возрождения наступает XVII век, ставший одним из наи­более значительных этапов в развитии мировой художест­венной культуры. Караваджо, Бернини, Веласкес, Рибера, Сурбаран, Рембрандт, Рубенс, Хальс, Рёйсдаль, Мольер, Декарт, Спиноза — таков далеко не полный перечень ве­ликих имен, которые дал человечеству XVII век.

Для изобразительного искусства этого времени в це­лом характерно расширение тематики, углубление во внутренний мир человека, обогащение старых жанров и появление новых.

XVII в. не был мирным для Европы, но после траги­ческих событий конца XVI в. наступает сравнительное затишье, происходит определенная стабилизация эко­номической, политической и культурной жизни. В ми­ровоззрении людей происходит переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, разум через разоча­рование и отчаяние, явственно заметное в искусстве конца XVI в., к новому пониманию мира и человека, как час­тицы бесконечно разнообразного мироздания. Человек рассматривается в сложном соотношении с действительно­стью, как часть природы и общества, оставаясь центральной фигурой, привлекающей внимание художника, писателя, философа.

В искусстве XVII в. выделяют три основных стилевых направления: барокко, классицизм, реализм.

Часто рациональное начало свойственное классицизму, и изменчивые динамические формы барокко переплетают­ся в творчестве мастеров того времени, а черты реализма существуют как бы внутри двух основных стилей.

Движение, ставшее для искусства барокко воплощением самой стихии жизни, Бернини воспроизво­дит в своих произведениях с большой смелостью. В дви­жении показан "Давид" (1623, Рим, галерея Боргезе), изображенный в момент смертельной схватки, готовый метнуть камень в своего врага. Лицо героя полно гнева, взгляд яростен, губы сжаты. "Давид" Бернини резко отли­чается от ренессансных воплощений этого образа. Тело юного героя воссоздано с небывалой точностью, чувства, отраженные на его лице, приближаются к реальным. Развитие реалистической традиции в скульптуре Бернини показывает характер человека в конкретных проявлени­ях: его персонажи разговаривают, действуют, страдают. В произведениях великого скульптора чувствуется, свойственная стилю барокко, обращенность к зрителю, стре­мление вовлечь стороннего наблюдателя в действие, заставить его сопереживать.

Похожие статьи:

Новое царство
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в пла­не, имевший трехчастное деление: открытый двор (пере­стиль), колонный зал (гипостиль), святилище. Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, ...

Классика авторской песни на современом этапе: песенно-поэтическое творчество Александра Городницкого 1990-х гг
Художническая натура Городницкого соединила в себе дар поэта-певца, многие песни которого стали голосом времени, и талант ученого-геофизика, океанолога, приобретшего в многочисленных экспедициях, погружениях на океанское дно богатый опыт ...

Живопись Киевской Руси
Несмотря на достаточно большое количество книг по истории и культуре Киевской Руси, практически ни в одной нет ничего об исконно русской живописи, то есть живописи, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Киевской Руси. В неко ...