Искусство XVII века

Человек и искусство » Искусство XVII века

Вслед за примерно трехсотлетним периодом эпохи Возрождения наступает XVII век, ставший одним из наи­более значительных этапов в развитии мировой художест­венной культуры. Караваджо, Бернини, Веласкес, Рибера, Сурбаран, Рембрандт, Рубенс, Хальс, Рёйсдаль, Мольер, Декарт, Спиноза — таков далеко не полный перечень ве­ликих имен, которые дал человечеству XVII век.

Для изобразительного искусства этого времени в це­лом характерно расширение тематики, углубление во внутренний мир человека, обогащение старых жанров и появление новых.

XVII в. не был мирным для Европы, но после траги­ческих событий конца XVI в. наступает сравнительное затишье, происходит определенная стабилизация эко­номической, политической и культурной жизни. В ми­ровоззрении людей происходит переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, разум через разоча­рование и отчаяние, явственно заметное в искусстве конца XVI в., к новому пониманию мира и человека, как час­тицы бесконечно разнообразного мироздания. Человек рассматривается в сложном соотношении с действительно­стью, как часть природы и общества, оставаясь центральной фигурой, привлекающей внимание художника, писателя, философа.

В искусстве XVII в. выделяют три основных стилевых направления: барокко, классицизм, реализм.

Часто рациональное начало свойственное классицизму, и изменчивые динамические формы барокко переплетают­ся в творчестве мастеров того времени, а черты реализма существуют как бы внутри двух основных стилей.

Движение, ставшее для искусства барокко воплощением самой стихии жизни, Бернини воспроизво­дит в своих произведениях с большой смелостью. В дви­жении показан "Давид" (1623, Рим, галерея Боргезе), изображенный в момент смертельной схватки, готовый метнуть камень в своего врага. Лицо героя полно гнева, взгляд яростен, губы сжаты. "Давид" Бернини резко отли­чается от ренессансных воплощений этого образа. Тело юного героя воссоздано с небывалой точностью, чувства, отраженные на его лице, приближаются к реальным. Развитие реалистической традиции в скульптуре Бернини показывает характер человека в конкретных проявлени­ях: его персонажи разговаривают, действуют, страдают. В произведениях великого скульптора чувствуется, свойственная стилю барокко, обращенность к зрителю, стре­мление вовлечь стороннего наблюдателя в действие, заставить его сопереживать.

Похожие статьи:

Как мишка повлиял на прогресс науки
Американский историк Чарльз Панати, автор книги "Необычайные истоки обычных вещей, считает, что изобретение плюшевого медведя стало отправной точкой для технического прогресса. Изначально медвежата Тедди изготавливались из натурально ...

Федор Иванович Тютчев
Почти ровесник Пушкина – по рождению… Но лишь во второй половине золотого столетия Тютчев полновесно присутствует в русской литературе, его творчество словно заново открывают после вышедшей в 1850-м году статьи куда более молодого, но уже ...

Былины
Наряду с песнями календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми, занимавшими важное место в семейном быту и общественной жизни, появляются эпические жанры, отразившие многие важные моменты истории Киевской Руси, новые образы и темы. Русский ге ...