Ранняя классика

Человек и искусство » Ранняя классика

Наибольшее распространение в архитек­туре периода ранней классики получают дорические хра­мы, соответствовавшие духу гражданственности, героики суровой эпохи. Строгая пропорциональность, упругость, весомость могучих форм отличает храм Геры в Пестуме (начало V в. до н. э.) Храм Зевса в Олимпии, появивший­ся несколько позже, превосходит храм Геры своим празд­ничным декоративным убранством: его фронтоны украшают рельефные изображения. Храм Зевса с особой художественной силой выражает героические устремле­ния народа. Он создавался после выдающихся побед над персами и является лучшим образцом античной архитек­туры раннего классицизма. К сожалению, храм Зевса не сохранился до наших дней, уцелели лишь сильно повреж­денные скульптурные изображения фронтонов.

Особенно ярко героический характер ис­кусства классического периода сказывается в монумен­тальной скульптуре — статуях богов, героев, победителей олимпийских игр. Эти статуи, будучи олицетворением эс­тетического идеала всего народа, являлись собственно­стью всего общества города-полиса, украшали храмы, площади, места общественных собраний. Монументаль­ная пластика оказывала сильное эмоциональное и воспи­тательное воздействие на жителей городов-государств.

Сюжеты для своих изображений скульпторы черпали из жизни и из мифологии, тем более что к тому времени в Древней Греции уже сложилась богатая мифологическая традиция. Переосмысливая старинные предания, худож­ники классической Греции старались находить темы, вол­новавшие современников.

В скульптуре Древней Греции V в. до н. э. наблюдается тенденция к разрушению замкнутой условности архаиче­ского искусства.

Одним из лучших образцов скульптуры начала V в. до н. э. является статуя возничего, созданная неизвестным мастером в 470 г. до н. э., (г. Дельфы, Археологический музей). Скульптура выполнена в бронзе. Автор очень убедительно раскрывает образ идеального героя, в кото­ром "воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела" (Лукиан). Фигура возничего была частью композиции, изображавшей победителя состязаний и воз­ницу, который исполненный сурового спокойствия стоял на колеснице, запряженной квадригой (четверкой) лоша­дей, Стройная фигура юноши своей величавой красотой напоминает дорическую колонну, это сходство усиливается четким ритмом ниспадающих складок хитона, напоминаю­щих каннелюры. Несмотря на напряженность, чувствуется естественность позы возничего, выгодно отличая эту скульптуру от неподвижно застывших изображений куро-сов периода греческой архаики.

Высокими художественными достоинствами отличает­ся и классический рельеф "Рождение Афродиты из пены морских волн у острова Кипр".

Фигуры богини и нимф, поддерживающих ее, пропор­циональны, им присущи ясная гармония форм и естест­венность движений.

В середине V в. до н. э. в Афинах работает скульптор Мирон, творчество которого характеризуется поиском ти­пически-обобщенных образов, новых приемов в передаче естественных движений фигуры человека. Мирон одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения. Наиболее известна его статуя "Дискобол" (460-450 гг. до н.э., Рим, Националь­ный музей), она прославляет победителя Олимпийских игр, выполнена в честь конкретного лица, хотя и не но­сит портретного характера. Статуя изображает юношу в момент, когда он все свои силы вкладывает в бросок. Согнувшись, метатель занес назад правую руку с дис­ком, готовый выпрямиться, передавая всю энергию своего упругого сильного тела метательному снаряду. В облике дискобола отчетливо проступают черты уже зна­комого нам идеального образа человека-гражданина, которому присущи спокойное самообладание, сдер­жанность в проявлении чувств, способность подчинить себя разумной воле. Именно такими должны быть эллины. Необходимость в воспитании человека здорового ду­шой и телом, прекрасного физически и нравственно объ­ясняет греческий писатель Лукиан: "Более всего мы ста­раемся, чтобы граждане были прекрасны душою и силь­ны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье".

Похожие статьи:

Леонардо да Винчи
В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъем­лющий характер деятельности это­го великого художника и учёного стал ясен толь ...

Рефлексия над языком в историческом контексте
Мы будем употреблять слово "рефлексия" в значении "рефлексия по поводу", "рефлексия над". Рефлексия выступает здесь как осознание предмета в его определенности (в этом значении в немецкой философской традиции ...

В.А. Серов – выдающийся представитель передвижников
Выдающимся представителем передвижников является В.А. Серов, родившийся в 1865 году в Петербурге. С 9-ти летнего возраста он был учеником И.Е. Репина; совместно с ним совершил в 1880 году поездку в Запорожье, во время которой работал рядо ...