Петропавловская крепость

Другая культура » Петропавловская крепость

Трезини Д.А. Петропавловская крепость

Дата создания: 1706 г. - 1733 г.

Автор: Трезини Д.А.

Местонахождение: Санкт-Петербург

Расположенная на небольшом островке в устье Невы крепость является историческим ядром города. Заложена Петром I в 1703 г. по его собственному чертежу в соответствии с фортификационной системой С. Вобана. С 1706 г. Д. Трезини начал сооружение кирпичной крепости по прежнему контуру, имеющему форму вытянутого шестиугольника с бастионами по углам. Строительство всех укреплений было завершено в первой половине XVIII в.

Для парадного въезда в крепость с восточной стороны Д. Трезини были сооружены Петровские ворота, сначала деревянные (1708), а затем каменные (1717-1718). Ворота носят характер триумфальной арки с одним проездом. Поверхность фасадной стены обработана рустами. Над аркой проезда со стороны города расположен рельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром" (1708) работы К. Оснера. По сторонам проезда в нишах скульптуры, приписываемые Н. Пино: богиня войны Беллона слева и богиня мудрости Минерва справа (1720-е гг.). В 1730е гг. перед восточными стенами крепости было возведено дополнительное укрепление Иоанновский равелин с воротами.

Строитель Иоанновских ворот Дж. Трезини решил их более сдержанно: рустованные пилоны проездной арки расчленены сдвоенными рустованными же пилястрами, несущими антаблемент с фронтоном. На территории крепости сохранилось несколько построек 1740х гг.: Оберкомендантский дом (1743-1746), Инженерный дом (1748-1749). В облике этих невысоких протяженных зданий, украшенных скупым барочным декором, сохраняются традиции зодчества Петровской эпохи.

В центре внутреннего двора крепости высится Петропавловский собор, сооруженный по проекту Д. Трезини (1712-1733).

В близком соседстве со зданием Петропавловского собора в 1762-1766 гг. по проекту А.Ф. Виста был сооружен одноэтажный небольшой павильон Ботный дом, предназначенный для хранения "дедушки русского флота" ботика Петра I. В архитектуре его сказались черты перехода от барокко к классицизму. Строгие дорические портики отмечают восточный и западный фасад, дорические пилястры членят стены с высокими прямоугольными окнами, обрамленными арочными наличниками. Сложная по рисунку крыша с переломом увенчана деревянной статуей женщины с веслом аллегорией навигации (первоначальная статуя не сохранилась, нынешняя исполнена Д. И. Иенсеном в 1891 г.).

Крепостные стены со стороны Невы в 1770-1780х гг. были облицованы гранитом, а ворота, выходящие на Неву, сооруженные в 1730х гг., были перестроены Н. А. Львовым в 1784-1787 гг. Монументальный облик Невских ворот достигнут лаконичными средствами. Пары дорических колонн по сторонам арочного проема объединены у основания двумя мощными гранитными блоками. Строгий фронтон венчает композицию. Казематы и бастионы Петропавловской крепости в годы царского режима использовались как тюрьма для государственных преступников.

Похожие статьи:

Высокое возрождение
Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Бра-манте, охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до кон­ца второго десятилетия XVI ...

Иконопись X-XIII вв
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли сво ...

Иван Степанович Матерновий
Матарнови – Georg Johann Mattarnowy, по-русски Иван Степанович Матерновий, - несмотря на свою почти по-итальянски звучащую фамилию, был чистокровнейшим немцем, притом, видимо, из северян. Он говорил и писал только по-немецки и по-немецки ...