Азербайджанский народ на протяжении своей многовековой истории создал богатую и самобытную культуру, одной из высокоразвитых областей деятельности которой является декоративно-прикладное искусство. Это искусство существует издревле, оно охватывает различные виды художественных промыслов, среди которых чеканное и ювелирное ремесло, гравировка по металлу, резьба по дереву, камню и кости, ковроделие, плетение, узорное ткачество и набойка, вязание, вышивка и многие другие. Каждый из этих видов художественного творчества, свидетельствующий о богатстве духовного мира и одаренности азербайджанского народа, пользуется его большой любовью.
Техника и композиция азербайджанских вышивок своими корнями уходят в глубокую древность и являются доказательством преемственности культуры народа. Начало распространения в Азербайджане различных видов вышивания можно установить по археологическим данным. Простейшие элементы орнаментов, аналогичные вышитым, - прямые и ломаные линии, зигзаги, точечный орнамент, кружочки, треугольники, ромбики - можно проследить на керамических сосудах эпохи ранней бронзы, датируемой в Азербайджане III тысячелетием до нашей эры.
Много интересных фактов о развитии ремесел в Азербайджане сообщают многочисленные купцы, путешественники и дипломаты, побывавшие здесь в различное время. Итальянский путешественник Марко Поло (XIII век) отмечал красоту шелковых изделий в Шемахе и Барде. Английский путешественник-купец Антоний Дженкинсон (XVI век), описывая роскошь летней резиденции, пишет, что «король сидел в богатом шатре, сшитом шелками и золотом», одежда его была расшита жемчугом и драгоценными камнями.
Материалом, служившим основой для вышивок в XIX - начале XX веков, были канаус, дараи и бархат местного производства.
Изготовлялись они в Шемахе, Баскале. Гяндже, Шеки. Шуше и других городах Азербайджана. Для вышивания использовали шелковые, шерстяные нитки и штампованные бляшки местного производства. При окраске употребляли растительные красители. Вышитые изделия отличались богатством и разнообразием орнаментальных мотивов. Излюбленными растительными мотивами азербайджанских вышивок являются роза, нарцисс, гвоздика, мак, лилия и цветы фруктовых деревьев - гранатового, айвового и алычового, а также колосья и листья различных форм.
Геометрические узоры вышивок состояли из прямых и ломаных линий, зигзагов, треугольников, четырехугольников, шести- и восьмигранных розеток, ромбиков, звездочек и символического изображения солнца. На вышивках любили изображать птиц: соловья, павлина, голубя, попугая, удода, воробья, фазана, перепелку, куропатку и других. Весьма часто встречающееся на вышивках изображение пары птиц является самым древним и излюбленным мотивом орнамента изделий декоративно-прикладного искусства. Птиц обычно изображают либо любящими друг друга, либо как бы поссорившимися. Оба мотива народ объясняет как символ любви и разлуки. Из представителей животного мира чаще других на вышивках изображали джейранов, черепах, змей-драконов, лошадей и так далее. Из бытовых предметов встречаются узоры в виде графинчиков для розовой воды, футляров для расчесок, флаконов для косметики, кувшинов и другие.
В Азербайджане популярными и широко распространенными в быту видами вышивок были: золотое шитье, вышивка гладью, тамбурным швом, в технике «птичий глаз», шитье блестками, бисером, штампованными бляшками, «простегивание», аппликация, вышивка спиралью и филейная работа. Наиболее древнее из всех видов вышивок - золотое шитье. Для основы использовали очень плотные ткани. Лучшим материалом служил однотонный бархат красного, бордового, фиолетового и зеленого цветов. Вышивали также на тонком сукне различных тонов, парче, тирьме, атласе и сафьяновой коже. Для золотого шитья использовали золотые или серебряные нити фабричной выработки. Этот род вышивки назывался одним термином — гюля-батын. Чаще всего золотым шитьем украшали верхнюю женскую одежду, головные уборы, предметы домашнего быта, конные украшения и более мелкие изделия. Существовал даже обычай включать в приданое невесты различные предметы бытового назначения, вышитые золотом.
Похожие статьи:
Искусство Нововавилонского царства
После падения Ассирии в 7 в. до н.э. под натиском всех ее объединившихся врагов восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество. Он вновь становится центром обширного государства. Он подчиняет себе Финикию и Палестин ...
Живопись советской эпохи. Социалистический реализм
До 30-х гг. сохранялись еще некоторые различия между направлениями и эстетическими системами. После 1932 в СССР разделение искусства на “официальное” и “неофициальное” окончательно закрепилось после разгона всех художественных группиров ...
Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов
Изобразительное искусство Перми последнего десятилетия ХХ века на сегодняшний день исследовано недостаточно для того, чтобы мы могли классифицировать его основные направления. Мы постараемся избегать категоричных суждений относительно при ...
Разделы