Азербайджанская вышивка

Другая культура » Азербайджанская вышивка

Страница 1

Азербайджанский народ на протяжении своей многовековой истории создал богатую и самобытную культуру, одной из высокоразвитых областей деятельности которой является декоративно-прикладное искусство. Это искусство существует издревле, оно охватывает различные виды художественных промыслов, среди которых чеканное и ювелирное ремесло, гравировка по металлу, резьба по дереву, камню и кости, ковроделие, плетение, узорное ткачество и набойка, вязание, вышивка и многие другие. Каждый из этих видов художественного творчества, свидетельствующий о богатстве духовного мира и одаренности азербайджанского народа, пользуется его большой любовью.

Техника и композиция азербайджанских вышивок своими корнями уходят в глубокую древность и являются доказательством преемственности культуры народа. Начало распространения в Азербайджане различных видов вышивания можно установить по археологическим данным. Простейшие элементы орнаментов, аналогичные вышитым, - прямые и ломаные линии, зигзаги, точечный орнамент, кружочки, треугольники, ромбики - можно проследить на керамических сосудах эпохи ранней бронзы, датируемой в Азербайджане III тысячелетием до нашей эры.

Много интересных фактов о развитии ремесел в Азербайджане сообщают многочисленные купцы, путешественники и дипломаты, побывавшие здесь в различное время. Итальянский путешественник Марко Поло (XIII век) отмечал красоту шелковых изделий в Шемахе и Барде. Английский путешественник-купец Антоний Дженкинсон (XVI век), описывая роскошь летней резиденции, пишет, что «король сидел в богатом шатре, сшитом шелками и золотом», одежда его была расшита жемчугом и драгоценными камнями.

Материалом, служившим основой для вышивок в XIX - начале XX веков, были канаус, дараи и бархат местного производства.

Изготовлялись они в Шемахе, Баскале. Гяндже, Шеки. Шуше и других городах Азербайджана. Для вышивания использовали шелковые, шерстяные нитки и штампованные бляшки местного производства. При окраске употребляли растительные красители. Вышитые изделия отличались богатством и разнообразием орнаментальных мотивов. Излюбленными растительными мотивами азербайджанских вышивок являются роза, нарцисс, гвоздика, мак, лилия и цветы фруктовых деревьев - гранатового, айвового и алычового, а также колосья и листья различных форм.

Геометрические узоры вышивок состояли из прямых и ломаных линий, зигзагов, треугольников, четырехугольников, шести- и восьмигранных розеток, ромбиков, звездочек и символического изображения солнца. На вышивках любили изображать птиц: соловья, павлина, голубя, попугая, удода, воробья, фазана, перепелку, куропатку и других. Весьма часто встречающееся на вышивках изображение пары птиц является самым древним и излюбленным мотивом орнамента изделий декоративно-прикладного искусства. Птиц обычно изображают либо любящими друг друга, либо как бы поссорившимися. Оба мотива народ объясняет как символ любви и разлуки. Из представителей животного мира чаще других на вышивках изображали джейранов, черепах, змей-драконов, лошадей и так далее. Из бытовых предметов встречаются узоры в виде графинчиков для розовой воды, футляров для расчесок, флаконов для косметики, кувшинов и другие.

В Азербайджане популярными и широко распространенными в быту видами вышивок были: золотое шитье, вышивка гладью, тамбурным швом, в технике «птичий глаз», шитье блестками, бисером, штампованными бляшками, «простегивание», аппликация, вышивка спиралью и филейная работа. Наиболее древнее из всех видов вышивок - золотое шитье. Для основы использовали очень плотные ткани. Лучшим материалом служил однотонный бархат красного, бордового, фиолетового и зеленого цветов. Вышивали также на тонком сукне различных тонов, парче, тирьме, атласе и сафьяновой коже. Для золотого шитья использовали золотые или серебряные нити фабричной выработки. Этот род вышивки назывался одним термином — гюля-батын. Чаще всего золотым шитьем украшали верхнюю женскую одежду, головные уборы, предметы домашнего быта, конные украшения и более мелкие изделия. Существовал даже обычай включать в приданое невесты различные предметы бытового назначения, вышитые золотом.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Российские меценаты
В истории отечественного меценатства немало ярких страниц. А лучшие традиции отечественного меценатства многие историки называют явлением, представляющим значимость и актуальность не только для России, но и всего мира. Меценат - изначальн ...

Немецкий экспрессионизм. Творчество П.Пазолини
Пьер Паоло Пазолини (1922-1975) Место рождения: Bologna, Италия Пришёл в кино в 1954 г. как сценарист, иногда выступал как актёр. Ему было около 40 , когда он стал режиссёром. Был автором литературоведческих и филологических работ, рецен ...

Анно Хидэаки
Анно Хидэаки родился в городе Убэ (префектура Ямагути) 22 мая 1960 года. Его страсть к анимации проснулась довольно рано – в возрасте 14 лет Хидэаки наткнулся на «Космический крейсер Ямато» и с тех пор «пропал для общества». Став чуть пос ...