Конфуцианство

Культура Китая » Конфуцианство

Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг до н.э.) - основательконфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Егопочти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам ипотустороннему миру…, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшейдуховной силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражениемпочтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, егоумственного и нравственного облика. Кофуций первым разработал концепциюидеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, аблагодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - которыйпрежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям;проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое местозаняла концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшимвообще. Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самымэффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья).Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средствуизменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету,т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разныхжизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическомразделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления(исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием…

Даосизм.Основателем даосизма был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, ЛаоДань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его личностивызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - этоневидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все,оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Даовзаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего предела.они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется организационно, началоему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным ЧжанЛином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становитсягосударственной религией, затем распадается на множество сект и направлений.Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшегогосударственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии,то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения,даосизм осуждает войну.

Похожие статьи:

Эстетические представления Лафонтена в художественной рефлексии русских писателей последней трети XVIII века
Имя Ж. де Лафонтена тесно связано с русской культурой ХVIII в., и различия в восприятии его творчества на разных этапах весьма симптоматичны. Начальный период освоения, пришедшийся на 1740-е - 1770-е гг., при всех оговорках, связан с доми ...

Святыни, идолы и игрища языческих славян
Многогранности языческого мировоззрения, сложившегося из наслоения многих эпох, соответствовало многообразие форм культа и мест обращения к потусторонним силам, родившимся в сознании древнего человека. Моления об урожае, различные заклин ...

Эгейское искусство
В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до ...