Монастыри

Другая культура » Монастыри

Страница 4

XVIII в. был веком гонений на монашество, временем тяжелых испытаний для монастырей. В результате секуляризации число их значительно сократилось, обветшали и погибли многие памятники архитектуры и искусства. Однако истребить монашество не удалось и уже во второй половине столетия начался новый подъем. В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус лавры. Лавра—это центр как бы некоего архипелага монастырей. Вокруг Лавры были построены скиты, в которых монахи достигали высоких духовных состояний. В эту эпоху в ряде монастырей начинается возрождение древнего обычая монастырского уклада — старчества, Этот процесс связан с именем старца Паисия Величковского, которым был создан славянский свод святоотеческих творений, повествующих о внутренней, духовной жизни — "Добротолюбие".

Начало XIX в. ознаменовано созданием новых монастырей — из которых наиболее известен Серафимо-Дивеевский, созданный под руководством величайшего подвижника послепетровской России, преподобного Серафима Саровского. Известнейшим центром старчества стала Оптина пустынь. Монастырь, до конца XVIII в. бывший совсем неизвестным, в XIX в. становится центром притяжения всей России. Особенно важно то, что в Оптину пустынь стремилось не только простонародье, но и интеллигенция. Среди самих оптинских старцев были люди образованные, владеющие пером. Они не писали богословских сочинений, но вели обширную переписку и в письмах касались всех вопросов духовной жизни.

В монастырях люди, достигшие высокой степени нравственного совершенства, имели возможность предать свой опыт перу. Так, Задонский епископ Феофан в расцвете сил удалился в затвор (почему и именуется Феофаном Затворником) и там написал огромное количество произведений. XIX в. — время нового расцвета духовной, аскетической литературы.

До революции в России было несколько сотен монастырей. После 1917 г. в России большинство их было закрыто. В это время появились как бы отделения некоторых монастырей на Западе, которые пытались продолжить ее — такие монастыри как Новый Валаам в Финляндии, православные монастыри в США, Англии, Германии и других странах. На территории России были закрыты почти все монастыри. Только после Великой Отечественной войны, когда произошло заметное потепление в отношениях Церкви и государства, была вновь открыта Троице-Сергиева лавра. Не закрывались монастыри на территории прибалтийских республик (в том числе Псково-Печерский, после революции оказавшийся на территории Эстонии), Западной Украины. В Советском Союзе было 18 действующих монастырей. Хранителями бесценного духовного опыта стали многие монахи и монахини, волею судьбы оказавшиеся в миру. Вокруг них собирались небольшие общины, состоящие из людей, стремящихся к монашеской жизни, продолжалось старческое руководство. Поэтому нельзя сказать, что традиция пресеклась полностью.

В последнее десятилетие мы были свидетелями массового возобновления обителей. Сейчас их уже более трехсот только на территории России, с каждым годом открываются новые. Это радостное, но весьма сложное явление. Совершающим паломничество по святым обителям нужно четко представлять, что они могут, и чего не могут найти в современных монастырях. Нельзя забывать, что большинство насельников нынешних монастырей — новоначальные, новички в монашеской жизни. Монахам приходится заниматься хозяйственными заботами, восстанавливать разрушенные обители — без этого невозможно. Те, кто ждет увидеть в монастыре оживших персонажей Киево-Печерского патерика или пустыннических житий, могут испытать некоторое разочарование. Но виной тому не монастыри, а неправильное представление о них. Отправляясь в паломничество, нужно быть готовыми скорее что-то дать монастырю: потрудиться на послушаниях, помочь своей усердной молитвой в храме. Тогда Господь не оставит без внимания сокровенные вопросы и чаяния пришедших. Недаром давняя монашеская мудрость гласит, что если человек приходит в чистоте сердца, то и простой священник, не наделенный особыми духовными дарами, даст ему мудрый совет. Если же человек в лукавстве вопрошает, то по лукавству своего сердца и получит ответ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Восточнославянская мифологическая система
Ранние сведения о восточнославянской мифологии восходят к летописным источникам. Согласно "Повести временных лет", князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный пантеон в Киеве, на холме вн ...

Основные понятия истории
Есть ли у нее смысл? Говорят: "история учит", "уроки истории". Чему учит, в чем уроки? Учительный смысл ее — в познании человеком и человечеством истины своей немощи без Бога (это условие преображения, обожения, усынов ...

Судьба субъективного жанра в контексте европейской культуры XVII - XX веков
Современная европейская культура обязана XVII веку, помимо всех прочих культурных начинаний, составляющих ныне ее сущность, еще и утверждением, если не открытием, тех бесчисленных форм и видов выражений духовной жизни человека, которые мы ...