Архив

Страница 1

Архивом называют, во-первых, учреждение, на обязанности которого лежит хранение документальных источников, во-вторых — помещение, в котором хранятся документы, и в-третьих — самые собрания источников (собрания архивных материалов). Последние принято называть в современной археографии А. фондами. Литературные произведения имеют свое документальное выражение, так наз. историко-литературную документацию. Историко-литературный документ зародился в XIX в. в составе частных (усадебно-вотчинных, семейных и личных) А. Типы частных А. фондов различны в своем составе. Всякий частный фонд есть прямое отражение социального положения и деятельности своего фондообразователя. Есть фонды писателей-помещиков, писателей-разночинцев, писателей-купцов. Основной пласт документов в фонде помещика вообще (и помещика-писателя в частности) составляют бумаги, касающиеся прямого объекта его хозяйственного владения и в то же время источника его обеспеченного бытия. Купчие, закладные, подушные, приходо-расходные росписи имущества и крестьян в имениях (количество земли, скота, инвентаря, крестьян и т. п.), хозяйственно-денежные отчеты по имениям (расходы на содержание господ и дворни, состав дворни, учет скота, расходы мяса, каков урожай, умолот, и т. п.), списки предметов домашнего обихода (платье, шубы, белье, посуда и т. под.), приказы по управлению вотчинами — вот что непременно встречает исследователь в фонде помещика. И в фонде Пушкина и в фонде Тургенева этот вид документов налицо. Так, в фонде Пушкина сохранились приходо-расходные записи с июня 1835, веденные самим поэтом, сбереглись документы по Болдинской его вотчине, Новгородской губ. (хранятся в Пушкинском доме). Также до сих пор целы хозяйственно-денежные бумаги по имениям И. С. Тургенева, из коих видно, какие доходы (свыше 100 тысяч) имел он с родовых имений, как он закладывал и распродавал именья и т. п., отчеты управляющих его имениями, бумаги по наследству Тургенева, оставшемуся после брата, и т. д. Разумеется, в зависимости от исторических условий жизни помещичьего хозяйства документы, рисующие объекты хозяйственного помещичьего бытия, изменялись по характеру; в основном же они — неизбежная составная часть фонда всякой помещичьей усадьбы.

Названные помещики были писателями, и следы этой деятельности также нашли отражение в документальных памятниках. Творческие рукописи (т. е. автографы художественных произведений, черновики, копии), письма, дневники, записи событий, наброски мыслей и пр. — также составляют неотъемлемую часть фонда помещика-писателя.

Фонд писателя-разночинца разумеется не будет похож по своему составу на фонд писателя-помещика. Разночинец не был связан подобно помещику с объектами хозяйственного владения. В большинстве своем разночинец был «умственным пролетарием», трудящимся в одиночку и занятым интеллектуальным трудом, чаще писательством, литературой, журналистикой. Поэтому историко-литературный документ скоплялся в фондах разночинцев по преимуществу. Писатель-разночинец не был так склонен к собирательству, как писатель-помещик, усадебник. Если усадьба, поместно-крепостной уклад, в силу неподвижности и консерватизма быта, прививали и усиливали в своих питомцах склонность к собирательству, то быт разночинца, полный борьбы и лишенный прочного уюта, неподвижности и обеспеченности, мало давал удобств для скапливания бумаг; А. для разночинца часто был тяготой, обузой. Поэтому не сохранилось личных А. Помяловского, Решетникова, Кокорева в целом; уцелели лишь жалкие отрывки, отдельные листки черновых тетрадей, письма к ним. Разночинцы сберегали «свои бумаги» (выражение Н. Г. Чернышевского), если они могли понадобиться для редакционной работы. Так А. Н. Добролюбов сберегал свои бумаги, когда редактировал «Современник».

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Ча-ча-ча
Год создания: 1952 В 1952 известный английский преподаватель бальных танцев Пьер Лавелл (Pierre Lavelle) посетил Кубу и увидел оригинальный вариант танцевания румбы с дополнительными шагами, соответствующими дополнительным ударам в музык ...

Андреа Паллааио
Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архи­тектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гумани­сты. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учител ...

Культура дворянской усадьбы
Ярким эпизодом в истории русской культуры стала жизнь дворянской усадьбы. Она вобрала в себя дух просвещения и стремление к экономическому благоденствию, была проникнута никогда ранее с такой силой не проявлявшимся чувством природы. Ею по ...